История аргентинского танго из первых уст. Интервью с Фабианом Перальта

 

Стенограмма интервью с Фабианом Перальта в рамках La Boca Tango Festival

Фабан Перальта – легенда аргентинского танго, один из первых чемпионов мира в Буэнос-Айресе, настоящий профессор танго, человек, который, учился у тех, кто стоял у истоков развития танго, выдающийся танцор и исследователь аргентинского танго. В рамках его визита La Boca Tango Festival мы попросили Фабиана рассказать немного об истории танго, так сказать, из первых уст.

 

О происхождении некоторых движений в танго

Болео

Есть несколько теорий происхождения болео в танго, но одна из наиболее правдивых, на мой взгляд, склоняется к тому, что болео пришло из футбола. В Аргентине словом «болео» называют один из видов удара, который используют футболисты. Аргентинцы – страстные любители футбола, решили и в танго привнести движение, копирующее удар мяча ногой.

Энроске

В Аргентине словом «энроске» называют отжимание белья после стирки. Движение энроске изобрел один из основателей танго-салона – Петролео (кроме того, он придумал в танго поворот в правую сторону). Он перенес принцип скручивания ткани при отжимании, в движение телом, и так родилось энроске.

Шаги «Больсеро»

Словом «Больсеро» (от исп. «сумка») в Аргентине называют носильщиков сумок. В начале 20 века больсеры работали в порту и переносили сумки приезжающих с корабля в порт. Они несли багаж на своих плечах и шли по узким дощечкам, из-за чего, для сохранения баланса им приходилось ставить одну ногу прямо перед другой, так получался шаг накрест, который впоследствии и назвали шагом больсеро.

 

О своем обучении

Мой главный учитель в танго — Минго Пульезе — всегда очень много говорил на занятиях. Из часового урока мы минут 45 болтали за мате (прим.автора – традиционный аргентинский напиток из трав) с печеньем, которые Минго всегда приносил на занятия, и только 15 минут практиковали сам танец. Тем не менее, это были очень полезные занятия. Минго Пульезе учил меня не только технике танца, но и поведению на милонгах. «Ты знаешь как понять, что ты элегантен в танце?», — спрашивал меня учитель. «Если ты надел костюм, обнял женщину и делаешь все что хочешь (энроске, сакады и т.д.), и во время танца на твоем костюме не появляются никакие заломы и складки (ни сзади, ни сбоку), значит – ты элегантен и у тебя правильна постура», — учил меня Минго. Он придумывал самые разные способы донести до меня основные моменты в танго. Например, мы практиковались с подушками. Танцуя с подушкой, я представлял, что обнимаю женщину, и учился правильной силе объятия. Если подушка, с одной стороны, не сжималась, а с другой, — не выпадала из рук, значит сила была правильная.

 

Музыкальная структура танго

Танец Фабиана Перальта на La Boca Tango Festival

Танцуя танго, необходимо понимать его музыкальную структуру. В танго есть несколько частей: А, В, С, а также адажио и вариация. Если части А, В и С могут чередоваться между собой, объединяться и заменять друг друга, то части адажио и вариация всегда неизменно присутствуют в танго.

Адажио или Трио – медленная часть, которая идет перед вариацией (кульминацией в танго). Изначально называлась «трио», потому что еще до появления бандонеона, ее всегда играли только три инструмента – флаутин (разновидность флейты), гитара и пианино. Вариация – это кульминация танго, которая отличается от всех остальных частей и по скорости, и по своему накалу, и как правило, находится в конце произведения. Но есть и такие танго-композиции, в которых вариация находится в середине.

 

Голливуд и танго

Я убежден: все, что делает человек, он делает исходя из своей страсти. Именно она лежит в основе развития всего. И Танго не является исключением. Изначально существовало два стиля танго: канженге и орижеро. Но в 40-е годы на смену им пришло «традиционное танго», то танго, которое мы знаем сейчас. Проведя собственное исследование, я пришел к выводу, что причиной тому стал Голливуд. Это был настоящий взрыв того времени, страсть целого поколения. Молодые аргентинцы ходили в небольшие кинотеатры и вдохновлялись музыкальными голливудскими кинокартинами, в которых блистали такие звезды, как Фред Астер, Джин Келли, Джинджер Роджерс и другие. Вдохновляясь голливудскими звездами, они хотели перенимать их манеру, постуру, элегантность и привносить на традиционные аргентинские милонги. Так, копируя стиль великих актеров Голливуда, которые также были блестящими танцорами бальных танцев, и привнеся его в прежнее танго, появился стиль «танго салон» и стиль танго «вижа уркиза»

Великий Хуан Карлос Копес (первым привнес танго на большую сцену) рассказал мне следующую историю. Во время гастролей в США со своим танго-шоу Хуан Карлос встретился с голливудской звездой Джином Келли, рассказал ему немного о истории танго и спросил актера, как ему увиденное шоу. На что Джин Келли ответил Копесу: «Ты – вор, но ты хороший вор, поскольку украл мою идею и с блеском воплотил ее в танго». Он имел в виду, что многие шаги и движения в танго, Джин Келли уже использовал в своих хореографиях.

 

Клаудио Сеговиа и Гектор Ореззоли

Совершили настоящий переворот в танго. Они впервые выдвинули идею – вывести танго на большую сцену, а танцоров танго — на авансцену. До этого в Аргентине танго исполняли в небольших барах, кафе в качестве развлечения за ужином аргентинцев. Основная роль была отведена небольшим танго оркестрам, при этом танцоры танцевали на очень маленьком пространстве, не более, чем занимал один столик. Клаудио и Гектор были уверены, что сам танец танго может быть намного более привлекателен для зрителей. Так родилась идея шоу Танго Аргентино. Они собрали небольшую команду музыкантов, певцов и танцоров танго, пригласив не просто хороших исполнителей, но ярких харизматичных личностей, в частности, Хуана Карлоса Копеса и Марию Ньевес, и создали кампанию «Танго Аргентино». Имея всего один контакт с театром Парижа, Сеговиа и Орезолли связались с ним и договорились о показе танго-шоу. Однако билеты во Францию должны были оплатить сами исполнители, ведь что такое танго-шоу, и насколько оно будет успешным, в Париже не знали. Обратившись за помощью к Правительству Буэнос-Айреса кампания «Танго Аргентино» смогла договориться лишь о перелете на грузовом самолете Аргентины. Без пассажирских кресел, среди множества перевозимых самолетом грузов, совершив пять остановок на пути во Францию, кампания «Танго Аргентино» наконец приземлилась в военном аэропорту Парижа. Успех шоу был потрясающий. Но главное достижение той поездки – знакомство с продюсером Бродвейских шоу и приглашение выступить там. Успех шоу «Танго Аргентино» на Бродвее был настолько впечатляющим, что шоу просуществовало на сцене Нью-Йорка более 20 лет, и в момент, когда танго переживало глубокий кризис в Аргентине, возродило интерес к Танго во всем мире. На мой взгляд, именно благодаря Клаудио Сеговиа и Гектору Ореззоли мы танцуем танго сейчас, ведь именно они в тот момент, когда танго почти

умерло и никто его не танцевал, возродили танго. Они следовали за своей мечтой, не надеясь на что-то, и воплотили ее в жизнь.

 

Беседовала и переводила Екатерина Петрова