Великий Фред Астер

 

«Чем топать ногами от злости, лучше научись степу. Играть не умею. Петь не умею. Слегка лысоват. Немного танцую.» (Ф. Астер)

Танцор Фред Астер

Что такое ProAm? Этот термин относится к паре, состоящей из профессионального партнера (Professoinal) и партнера-любителя (Amateur). И этот обучающий метод в танцах уже 100 лет как очень популярен в США. Только далеко не все знают, что самой первой танцевальной школой ProAm была Танцевальная студия Фреда Астера в Нью-Йорке. Кто же такой — Фред Астер?

 

Прежде всего, Фред Астер выдающийся танцовщик и один из величайших мастеров музыкального жанра в кино. Его элегантность, обаяние, пластика, голос, актерские данные сделали его одной из наиболее значимых личностей в истории кино.

Про него говорили так: «Во всём, что бы он ни делал — пел, танцевал, ставил феерические танцевальные номера мюзиклов, записывал пластинки с вокальными версиями мелодий Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина, Кола Портера, почитавшими за честь писать для него музыку, — он был неподражаем.»

Джордж Баланчин назвал Астера самым изобретательным танцором всех времён. А постановщик мюзиклов Винсенте Миннелли говорил о нем так: «Фред Астер казался лёгким, как сам воздух. Он имел абсолютно индивидуальный стиль, и его не мог заимствовать другой танцовщик. Этот робкий, застенчивый человек крайне редко и неохотно говорит о своей работе. Но что у него не отнять — так это его стремление к совершенству, способность работать долго и упорно над самыми мельчайшими деталями. Он большой художник, принёсший в кино чудесный танцевальный материал».

Кстати, про легкость Астера говорили многие. А подражать ему стремилось еще больше! Ив Монтан вспоминал: «В пятнадцать лет я до безумия увлёкся кино. После сеанса было так хорошо идти по ночным улицам мягкой ковбойской походкой с крылатой лёгкостью Фреда Астера. Изумительный чечёточник во фраке и в цилиндре, который жонглирует тростью посреди сверкающей площадки, а затем с величавой улыбкой заключает в объятия роскошную блондинку в тесно облегающем атласном платье… В то время я мечтал быть Фредом Астером. Мысленно я облачался, как в магическое одеяние, в его фрак, раскрывал шапокляк одним ловким щелчком, жонглировал по дороге тросточкой… Я буду актёром… Я буду сниматься в кино… Теперь у меня был логичный

план, в иллюзорности которого я не признавался даже сам себе, и передо мной снова мелькала танцующая тень Фреда Астера».

Астер был виртуозным танцором, способным передать всю беззаботность, риск, глубину и эмоции с помощью танца, его техника и чувство ритма поражали до глубины души. Баланчин и Нуриев называли его величайшим танцором ХХ века. Кроме того, Фред Астер считается танцором, оказавшим наибольшее влияние на жанр мюзикла, в частности в кино и на телевидении. Недаром американский институт кинематографии назвал его пятым величайшим актёром всех времён.

Сам же Астер, в свойственной ему ироничной манере, в своих мемуарах «Шаги во времени» («Steps in time» NY, 1959) изложил свою философию танца так: «Меня часто просят поговорить об истории и философии танца. Но это предмет, о котором я мало что могу сказать.

Фред Астер и Рита Хейворт в мюзикле «Ты никогда не будешь богаче», 1941 год

Как правило, о моих произведениях говорят, используя термины балетного искусства, но ведь я не балетный танцовщик. Балет — это лучшее образование, которое может получить артист, и в детстве я тоже занимался им, но почти никогда не использовал это для себя. Я всегда стремился придать моему танцу стиль «свободно парящей птицы», и мне не хотелось, чтобы в нем были заметны жесткие правила балетного искусства. С самого начала я чувствовал, что в состоянии сбросить с себя эти «кандалы», поскольку знал наверняка, что никогда не смогу посвятить себя балету. Я чувствовал, что мне суждено стать интерпретатором музыки, и никем другим. А в этой области нет границ! Как происходила эволюция танца, его история, как формировалась его философия — об этом я знаю не больше, чем об устройстве телевизора. У меня никогда не было желания кому-то что-то доказать своими танцами, которые я никогда не рассматривал как способ самовыражения. Я танцую, и это — все».

Всё да не всё… О нем как о танцоре, певце, актере можно написать тома литературы. А кого уж в нем «больше», трудно даже определить: актёра, танцора, хореографа, певца, звезды Голливуда, одного из величайших мастеров музыкального жанра в кино (ведь его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которого Астер снялся в 31 музыкальном фильме!) Астер был не просто великим актёром — он был актёром-легендой, и именно он принадлежит к числу тех немногих личностей, рассказ о жизни которых одновременно являлся бы рассказом о развитии американского мюзикла, ведь почти 30 лет он определял образ этого жанра!

Его легендарная партнерша по сцене и кино Джинджер Роджерс, говоря о его бескомпромиссности Астера по отношению к себе, очень точно отметила: «Он не допускает никакого безделья в работе над его картинами, и никаких обрезанных углов…»

Но если все-таки остановиться на танцах, то, наверное, самое важное тут одно: Фред Астер был не только джентльменом-танцовщиком, не только королем ритмов – его гений идет дальше: его танцы учили и учат весь мир прежде всего тому, как можно преодолевать притяжение Земли…