ОРКЕСТРЫ, которые должен знать каждый

*Материал подготовлен в сотрудничестве с экспертом Кириллом Рябковым

Кирилл Рябков — петербургский танго-DJ, исследователь и энтузиаст танго,
автор видеокурса об истории музыки танго и энциклопедически знающий предмет талантливый лектор.

Экскурс в музыку танго

Начало

Аргентинское танго сформировалось и стало развиваться как самостоятельный танцевально-музыкальный жанр в конце 19 века в Буэнос-Айресе (или точнее, в районе Рио-де-ла-Плата, куда входит ещё и Монтевидео – столица Уругвая), как результат взаимовлияния и смешения музыкальных культур – европейской, африканской и местного фольклора.

В течение некоторого времени, танго присутствовало только в беднейших частях города, а традиционный танго оркестр начала 20 века состоял из легко переносимых инструментов, таких как бандонеон, гитара, скрипка и флейта. Но с середины 10-х годов танго постепенно переместилось в более фешенебельные районы и заведения. Тогда в состав типичного танго-оркестра, помимо скрипок и бандонеонов, стали входить также фортепиано и контрабас. Популярность жанра росла благодаря великим музыкантам, композиторам и исполнителям того времени: Карлос Гардель, Хулио де Каро, Франциско Канаро, и др. Кроме того, в Буэнос-Айресе исторически сложился целый ряд обстоятельств, способствующих развитию танго: это и сформировавшийся средний класс, жаждущий развлечений; и эмигрантский состав населения, ностальгирующий по прошлому (именно ностальгия была основной темой танго); и технический прогресс в развитии технологий звукозаписи, радиовещания, кино.

Реформатор

В 1935 году Хуан Дарьенсо создаёт свой «оркестр типика» (Orchestra Tipica — латиноамериканский коллектив, играющий популярную музыку) и вместе с пианистом Родольфо Бьяджи начинает исполнять танго в чуть более быстром темпе, с более интересными ритмическими аранжировками. Звучали они так, что слушатели буквально не могли усидеть на месте. Милонги и танцполы шумели. Это произвело настоящую «революцию» в танго и про Дарьенсо говорили, что он буквально поднял на ноги весь Буэнос-Айрес, превратив людей из слушателей в танцоров. «Со мной сотни тысяч оркестров и соседних клубов процветают», говорил он сам о себе. Увлечение танго стало расти в геометрической прогрессии и годы, начиная с 1935 считаются «золотым веком» для танго.

Главные имена

Сейчас, по прошествии времени, основными для танго обычно считают 4 оркестра. Это Дарьенсо, а также оркестры Карлоса Ди Сарли, Освальдо Пуглиесе и Анибаля Тройло. Они стали знаковыми потому, что были невероятно популярны и в те годы, и по-прежнему они остаются востребованными на милонгах в наши дни. Кроме того, в эти коллективы брали только лучших музыкантов экстра класса.

Эти оркестры сильно отличаются друг от друга по стилям. Опытный танцор танго всегда может распознать, какой из них звучит сейчас на милонге, и никогда не перепутает Ди Сарли с Пуглиесе.

Различаем оркестры

  • Juan DArienzo (Хуан Дарьенсо). Его стиль исполнения можно условно назвать ритмическим: основа музыки – это четкий ритм. Основой оркестра является фортепиано.
  • Carlos Di Sarli (Карлос Ди Сарли). Его стиль – мелодический. Мелодия скрипки тут играет первостепенную роль.
  • Osvaldo Pugliese (Освальдо Пульесе). Его музыка сложна и симфонична, стиль новаторский.
  • Anibal Troilo (Анибаль Тройло). Его стиль также один из наиболее драматичных и разнообразных.

Последние двое, каждый по-разному, развивали «декарианский» стиль танго, названный так в честь уже упоминавшегося Хулио Де Каро – новатора танго, который превратил музыку из простого фольклорного жанра в высокое искусство. Кстати говоря, последним на сегодняшний день великим продолжателем декарианского стиля был великий Астор Пьяццолла.

Забвение и возвращение

В 1955 году в Аргентине происходит государственный переворот. На смену популистскому президенту Хуану Перону, поддерживавшему танго, но не сумевшему справится с экономическими проблемами страны, приходят военные. О какой милонге может идти речь, если в городе объявлен комендантский час? Популярность танго с 1955 года резко падает, танго остаётся в основном в театрах и концертных залах. Хотя, по мнению многих, золотой век танго закончился ещё раньше, в конце 40-х – начале 50-х годов, когда своё победное шествие по планете начал рок-н-ролл.

С 1983 года постепенно начинается ренессанс танго. Это стало возможным благодаря возврату демократии в Аргентине, появлению в Буэнос-Айресе нового поколения танцоров (Густаво Навейра, Фабиан Салас, Чичо), а также в связи с огромным интересом к танго в остальном мире. Популярность Астора Пьяццоллы — нового реформатора и популяризатора танго культуры, невероятные успехи различных танго спектаклей на крупнейших мировых сценах привели к тому, что вскоре танго стали танцевать не только в Буэнос-Айресе, но и по всему миру. Рост количества любителей этого танца по-прежнему продолжается.

***
Аргентинское танго, в своём роде, феноменальный жанр, который люди не перестают бережно хранить не только в Аргентине, но и по всему свету. Его передают новым последователям год за годом, вот уже много поколений. И это прекрасно, когда в любом городе мира можно прийти на милонгу и найти единомышленников, объединенных интернациональным языком танго музыки.