Словарь основных балетных терминов

Термины в балетеБалерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем, что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.

Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.

В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pas de chat), рыбы (фр. pas de poisson), ножниц (фр. pas de ciseaux) и другие.

А вот примеры общепринятых современных понятий:

А

Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера) — одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.

Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.

Адажио — медленная часть балета, включающая упражнения у палки или в центре зала с музыкой спокойного темпа. Это упражнение помогает танцорам развивать устойчивость, выразительность и музыкальность.

Аллегро — в классическом танце это заключительная часть упражнений, характеризующаяся серией маленьких прыжков. Это упражнение предназначено для развития скорости и ловкости.

À la seconde — термин, означающий перемещение или поднятие ноги в сторону до любой высоты, начиная от пола.

Aplomb — обозначает способность танцора удерживать баланс, особенно в стойках на одной ноге.

Арабеск — основная поза в балете, где нога вытягивается назад, а руки и взгляд направлены так, чтобы создать выразительное и расширенное движение.

Assemblé — динамичное движение в балете, которое начинается с отталкивания одной ноги и завершается прыжком, при котором ноги собираются вместе в воздухе перед приземлением. Этот элемент способствует развитию прыжковой техники танцора, координации и временной точности.

Б

Батманы (Battements — биение, удары) — группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.

Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой

Balancé — это плавное и ритмичное движение, которое часто используется в вальсах и других танцах с 3/4 тактом. Танцор делает шаг в сторону, затем переносит вес на другую ногу с лёгким наклоном и качением корпуса, создавая ощущение покачивания.

Bourrée — быстрое и мелкое движение ног, при котором танцор быстро переступает с одной ноги на другую на полупальцах или пальцах. Это движение часто используется для создания впечатления лёгкости и быстроты, особенно в феерических и эфемерных ролях в балетах.

В

Вариация — короткий, но технически сложный сольный танец в балетной постановке, обычно исполняемый одним или несколькими танцорами. Вариация представляет собой демонстрацию мастерства и выразительности, включая различные прыжки, пируэты и сложные связки. Такие танцы часто являются кульминационным моментом в pas de deux или pas de trois и предназначены для показа индивидуальных навыков исполнителей.

Г

Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить) — прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.

Grand pas — масштабная музыкально-хореографическая форма в классическом балете, включающая серию танцев, выполненных солистами и кордебалетом. Элементы grand pas включают entrée, большое адажио, серии соло вариаций и заключительную коду, где танцоры демонстрируют техническое мастерство. Примеры grand pas можно увидеть в балетах «‎Дон Кихот», «‎Пахита» и «‎Раймонда».

Д

Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.

Дивертисмент (Divertissement — развлечение) — ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.

Détourné — это поворот, выполняемый на полупальцах или пальцах, при котором танцор вращается на 180°, меняя направление лицом к зрителю или от зрителя. Этот элемент часто используется как связующее движение между более сложными пируэтами и прыжками, помогая танцору ориентироваться в пространстве сцены.

К

Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать) — поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.

Cambré — изгиб корпуса назад или в сторону, используемый в балете для углубления выразительности и артистизма движений. Этот элемент требует от танцора гибкости и контроля, позволяя создавать более драматичные и эмоционально насыщенные моменты в танце.

Кода — заключительная часть музыкально-танцевальной формы в балете, например, в pas de deux или pas de trois. Кода обычно включает виртуозные вращения, прыжки и другие технически сложные элементы, выполняемые на высоком темпе. Это финальное выступление, где солисты и кордебалет демонстрируют максимальное мастерство и синхронность.

Кордебалет (corps de ballet) — основная группа танцоров в балетной компании, которые исполняют ансамблевые номера и поддерживают солистов, создавая фон и контекст для основных действий спектакля.

Coupé, pas — вспомогательное движение в классическом танце, где одна нога быстро переходит из одной позиции в другую, часто используется в комбинации с другими движениями для добавления динамичности и текучести хореографии.

Cabriole — это прыжок, при котором одна нога выбрасывается в воздух, а затем вторая нога поднимается и ударяет по первой, прежде чем обе ноги приземлятся на землю. Cabriole требует значительной силы, агрессивности и контроля, так как включает в себя сильный выброс ноги и точное приземление. Это движение часто используется для демонстрации атлетизма и мастерства в мужских вариациях.

Л

Levé, temps — это движение в классическом танце, включающее подъём на полупальцы или пальцы либо простой прыжок. Оно может выполняться как на двух ногах в определённой позиции, так и на одной, подчёркивая устойчивость и техническую силу танцора. Темпы levé используются для создания лёгкости и элегантности в исполнении, а также для подготовки к более сложным прыжкам.

М

Manège — это термин, обозначающий исполнение прыжков или вращений по кругу сцены. Это движение используется для создания динамичного и зрелищного эффекта в балете, так как танцор или группа танцоров выполняют последовательные прыжки или пируэты, перемещаясь по периметру сцены. Manège может быть включен в сольные или групповые номера, подчеркивая музыкальную и пространственную гармонию исполнения.

Marche, pas — ходьба маршем, которая может быть стилизована в зависимости от хореографической задумки. Такой марш обычно выполняется в более торжественных и церемониальных частях спектакля, где нужно передать подъёмность и стройность движений.

Marché, pas — характерное движение мазурки, при котором танцоры исполняют лёгкий бег на низких полупальцах, делая акцент на сильную долю музыки. Это движение часто встречается в балетах, где есть элементы национальных танцев, и добавляет живости и национального колорита исполнению.

Menus, pas — типичное движение для менуэта, когда танцоры выполняют быстрые маленькие шаги на низких полупальцах, продвигаясь вперёд. Эти шаги обычно выполняются группами по три и требуют высокой точности и синхронности от исполнителей, подчеркивая элегантность и изящество движений.

П

Па (Pas — движение, шаг) — просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.

Pas de deux (букв. «танец двоих») — музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).

Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]) — приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.

Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)

Пас de chat (шаг кошки) — прыжок, имитирующий лёгкость и грациозность кошачьего движения. В балете pas de chat выполняется с поочерёдным сгибанием ног и прыжком, в результате которого ноги поочерёдно переносятся в позиции V или IV.

Pas de bourrée — быстрая и сложная последовательность шагов, где танцор быстро переступает с одной ноги на другую, часто используемая для плавного перехода между более крупными движениями или для изменения направления. Этот шаг может выполняться в различных направлениях и часто включает изменение уровня (на полупальцах или плоско), что делает его универсальным элементом в хореографических комбинациях.

Р

Relevé — подъём на полупальцы или пальцы, используемый как в упражнениях у станка, так и в центре зала. Relevé помогает укрепить мышцы ног, развивает баланс и подготавливает танцора к исполнению пируэтов и более сложных элементов.

С

Sissonne — прыжок, начинающийся с двух ног и заканчивающийся на одной, с продвижением в каком-либо направлении. Это динамичное движение часто используется для переходов и связок в балетных комбинациях, добавляя флоу и энергию в исполнение.

Т

Тур (Tour) – поворот

Temps levé — прыжок на одной ноге, во время которого танцор поднимает вторую ногу в определённое положение, например, в позицию retiré или passé. Это движение может выполняться в разных направлениях и часто используется как переходное или декоративное движение в хореографических последовательностях, улучшая координацию и баланс танцора.

Ф

Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать) — движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.

Позиции ног в балете

Ш

Chaînés, tours — это серия быстрых полуповоротов, выполняемая на полупальцах или пальцах. Это движение часто используется для перехода по диагонали или по кругу в хореографии. Танцоры выполняют каждый поворот на 180°, переступая с одной ноги на другую, что создаёт впечатление непрерывной цепочки вращений. Такие tours chaînés могут выполняться в разных позициях (I, V, VI) и часто завершают вариации или танцевальные комбинации, добавляя динамичность и техническую сложность исполнению.

Changement de pied — это техника прыжка, при котором танцоры меняют позиции ног в воздухе, прыгая из V позиции. Этот элемент может исполняться как на большом прыжке (grand changement de pied), так и на минимальном взлёте (petit changement de pied). Changement de pied может включать воздушный поворот до полного круга на 360° (en tournant), что добавляет визуальную привлекательность и техническую сложность движению.

Chassé, pas — это движение, при котором танцор выполняет прыжок, собирая ноги в воздухе в V позицию и одновременно перемещаясь в определённом направлении. Это может начаться с различных движений, таких как sissonne tombée или pas failli, и часто используется для подхода к большим прыжкам или вращениям. Chassé может исполняться в серии, особенно в групповых танцах, где он помогает создать впечатление скоординированного движения всей группы.

Sauté — прыжок на двух ногах, во время которого тело танцора поднимается и опускается вертикально вверх и вниз, с ногами, закрывающимися в позиции V или приземляющимися в той же позиции, из которой начался прыжок. Sauté улучшает прыжковую технику, укрепляет ноги и развивает способность к контролируемым приземлениям.

Э

Entrechat — прыжок, в котором танцор перекрещивает ноги в воздухе несколько раз. Название происходит от французского слова, обозначающего «вплетать» или «переплетать». Entrechat может включать разное количество перекрещиваний, и чем больше их количество, тем выше сложность и техническая требовательность к исполнению. Это движение демонстрирует лёгкость, скорость и воздушность танцора.

Экзерсис — серия упражнений, выполняемых танцорами для разогрева и развития технических навыков. Включает в себя плие, тендю, жете, адажио, аллегро и другие элементы, которые подготавливают танцоров к более сложной и интенсивной работе в классе или на сцене.