Неудержимый Боб Фосс
Немало легендарных имён ассоциируются с Бродвеем и Голливудом. Но знаете ли вы имя Боб Фосс? Ведь его наследие заслуживает безоговорочного признания в среде людей танцующих.
Вечно молодой
Хореограф, артист, режиссер, сценарист — во всех ипостасях проявился его неутомимый талант. Обладатель множества наград, в том числе — Tony Awards за достижения в области хореографии, по количеству бродвейских «Тони» (восемь) Фосс занимает второе место в истории премии. Четырежды номинант на премию «Оскар», он удостоился на пике карьеры и этого приза — за мюзикл «Cabaret».
Один из величайших хореографов минувшего века был не менее одарен, чем Нижинский или Баланчин. Чуть ли не половина главных мюзиклов мира и лучшие танцевальные сцены в кино — дело рук мастера, лучшим определением которого будет слово «неудержимый».
Боб жил и творил, как рок звезда, с энергией и невоздержанностью. Бурная разгульная жизнь, три брака, множество пассий и, при этом, невероятно продуктивный труд.
Его смерть в относительно раннем возрасте — 60 лет, была ударом для современников, но не неожиданностью. Скорее, его знакомые удивлялись, что он дожил и до этих лет. Сам Фосси временами посмеивался: «Я всегда думал, что я умру в двадцать пять. Люди будут рыдать — ах, он был таким молодым!» Возможно, лучшую эпитафию ему напечатали в журнале «Таймс»: «Он был вечно молодым».
Я благодарю Бога, что родился несовершенным
Однажды Фосси решил, что недостатки можно превратить в достоинства, и создал собственный хореографический стиль, для своего времени абсолютно новаторский. Его узнаешь сразу: опущенные, плечи, сигарета во рту, текучие движения, прищелкивающие пальцы, лихо сдвинутый на ухо котелок и отдельные резкие жесты. Энергетика водевильного исполнителя и великолепное чувство юмора становятся его визитной карточкой. Фосс не стремился быть лучшим, он стремился быть особенным.
Роберт Луис Фосси родился 23 июня 1927 года в Чикаго в семье артиста водевилей, учился в небольшой танцевальной школе по соседству, вскоре поступил в балетную школу, где был единственным мальчиком. В тринадцать лет Фосси нашел себе сценического партнера — Чарльза Грасса, они начали выступать под псевдонимом «Братья Рифф». Менее, чем через три года, ребята уже зарабатывали по 100 долларов в неделю. А уже к пятнадцати он подрабатывал конферансье в ночных клубах и ставил первые номера.
К 1945 году Боб записался в морские войска в часть, отвечающую за культурную программу, на Тихом океане, где и сделал выбор в пользу творчества. Позже он говорил, что его техника танцора-хореографа-режиссера была отточена именно там, на Окинаве, во время службы родине.
После Второй Мировой Фосси женится на танцовщице Мэри-Энн Найлз, образуя с супругой дуэт, он выступает в клубах и на телевидении — в мюзиклах. Его дебют на Бродвее состоялся в ревю «Станцуй мне песню». Затем был контракт с гигантом «Мэтро Голден Майер» и старт в Голливуде. Он танцевал и пел в трех мюзиклах, играл в кино, ставил хореографию. В это время у Фосси начались любовные отношения с одной из участниц постановки — Джоан Маккрекен, что привело к разрыву с Мэри-Энн. Джоан, ставшая второй супругой Фосси, имела классическую балетную подготовку, а также влиятельных друзей. Благодаря ей Роберт стал учиться актёрскому мастерству и современной хореографии. Когда же интересные роли закончились в Голливуде, Фосс не сложил рук, а вернулся в Нью-Йорк, где легендарный бродвейский продюсер Джордж Аббот пригласил его в постановку «Пижамные игры». Там Фосси и нашел идеальную площадку для развития своей хореографии.
Вероятно, самым запоминающимся в постановке был номер «Steam Heat» (Паровое отопление). На первой его публичной демонстрации, по воспоминаниям участников, они были настолько ошеломлены увиденным, что буквально зажглись идеей хореографа и предугадывали каждое движение ещё до его завершения. Формально являясь первой полностью самостоятельной хореографической постановкой Фосси на Бродвее, в будущем «Steam Heat» будет признан одним из шедевров современного танцевального искусства.
Шоу снискало успех, а Фосси получил не только Donaldson Award, но и заветный Tony. Второй он получил уже в следующем году, за мюзикл «Damn Yankees».
Во время работы над ним, Фосси встречает Гвен Вердон, которая и становится его третьей женой. Вместе они танцевали в экранизации номер «Who’s Got the Pain?» — и там тоже Фосси выступил хореографом. А в 1959-м он поставил свой первый бродвейский мюзикл — «Redhead». (Рыжий). Это стало овым этапом в творчестве Роберта и Гвен. После прочтения сценария Гвен сразу согласилась на роль, но с единственным условием: Фосси должен стать не только хореографом, но и режиссёром-постановщиком мюзикла. Авторам произведения и продюсерам пришлось вынужденно согласиться, так как шоу было задумано под танцевальные таланты Гвен. Более того, позже оно даже названо было по цвету её волос — «Рыжий». Как обычно, Фосси начал репетиции со свойственным ему перфекционизмом. Даже после того, как эпизод, казалось, был закончен, и все были уверены, что лучшего не достичь, он продолжал репетировать и до, и после спектакля. Роберт пребывал в высшей степени эмоционального напряжения. По утверждениям коллег, именно в этот период он стал злоупотреблять снотворным, чтобы заснуть, и амфетаминами, чтобы проснуться, появились эпилептические припадки. Зато «Рыжий» продолжал собирать полные залы, выдержал 452 представления и принёс его создателям пять премий Тони, включая награду за лучший мюзикл.
С середины 50-х Фосс становится одним из ведущих хореографов на Бродвее. Следующей его работой был мюзикл «Как преуспеть в бизнесе без особых усилий», шоу получило 7 премий Тони и выдержало почти 1500 представлений. Участие в этом проекте оказало благотворное влияние на Фосси, депрессия отступила.
Фосси и Вердон много работали вместе, для неё он создал «Милую Черити» (вольную адаптацию знаменитого фильма Феллини «Ночи Кабирии»). Началась с того, что семейная пара побывала в кинотеатре. Картина о римской проститутке настолько потрясла Фосси, что он не спал всю ночь, а утром уже рассказывал жене постановочный план. Эта вещь стала триумфом. А в последующей экранизации стала очевидна главная черта стиля Фосса — серьезные ключевые идеи повествования он умеет выражать не словами, а визуально.
Они могут не знать, что именно я делаю, но они знают, что я делаю что-то!
Из одарённого танцора и шоумена вырастает талантливый художник, автор, чьи замыслы обладают новизной и провокативностью. Не только стиль, но и подход в работе отличает Боба от других. Он доверяет индивидуальности танцоров и, позволяя им раскрыться, берет лучшее, что они могут показать.
Актеры, в свою очередь, практически поклоняются его дару. Однажды, во время подготовки спектакля «Радости и дворцы», затраты на его постановку продюсеры оценили, как избыточные. С Фосси тогда работали несколько лучших танцоров из предыдущих шоу, они заявили о готовности продолжить репетиции безвозмездно, в надежде сохранить материал. Но настал день, когда режиссер объявил, что мюзикл поставлен не будет. Последующая сцена описана биографами Боба: Они сидели и смотрели на него, обожали его и не покидали сцену. После мгновений неподвижности танцоры поднялись, без рук, без усилий, нарушая законы гравитации. Они начали двигаться. Дежурный аккомпаниатор импровизировал. Одна пара, участвовавшая в „Рыжем“, воспроизвела элементы и движения из „Танго карманника“. Пианист следовал за ними, он уловил, что они затеяли. Несколько танцоров из шоу „Как преуспеть в бизнесе“ добавили кусок из сцены „Секретарь — не игрушка“. Дежурный аккомпаниатор знал и этот номер, и те, что происходили далее. Танцоры воссоздавали ретроспективу Фосси из своей любви и тепла, сами по себе и для себя. <…> Все понимали, что только что закончили новый номер для „Радости и дворцы“, который зритель никогда не увидит.
Для хорошего фильма важны сценарий, режиссер, актеры, музыка, спецэффекты. Для потрясающе хорошего фильма нужны танцы, считает Фосс. И даёт танцевальным номерам самостоятельную, полноценную жизнь, пользуясь ими как главным средством развития сюжета и раскрытия характеров.
Синтез драматургии и выразительных средств мюзикла, обогащенных стилистикой современного балета, приводит Фосса к постановке его лучшей картины — «Кабаре» — премия «Оскар» за режиссуру.
Следующие его успешные ленты — скандальная биография шоумена Ленни Брюса «Ленни» и, во многом автобиографическая картина, «Весь этот джаз» (All That Jazz, 1979, главный приз на Каннском Кинофестивале и премия «Оскар»). Вот где музыка, танец и современный монтаж позволили Фоссу передать себя — воссоздать поток сознания режиссера с Бродвея, работающего над своей последней постановкой. Таким был он и такими были его работы — о талантливых, но сложных и несовершенных людях искусства.
Фосси говорил: «Я люблю — не то, чтобы трагические, но грустные концовки. Они кажутся мне более жизненными». Стремительный конец головокружительной карьеры настал 23 сентября 1987 г. года в момент работы над очередным мюзиклом.