Великий Фред Астер
«Чем топать ногами от злости, лучше научись степу. Играть не умею. Петь не умею. Слегка лысоват. Немного танцую.» (Ф. Астер)
Что такое ProAm? Этот термин относится к паре, состоящей из профессионального партнера (Professoinal) и партнера-любителя (Amateur). И этот обучающий метод в танцах уже 100 лет как очень популярен в США. Только далеко не все знают, что самой первой танцевальной школой ProAm была Танцевальная студия Фреда Астера в Нью-Йорке. Кто же такой — Фред Астер?
Прежде всего, Фред Астер выдающийся танцовщик и один из величайших мастеров музыкального жанра в кино. Его элегантность, обаяние, пластика, голос, актерские данные сделали его одной из наиболее значимых личностей в истории кино.
Про него говорили так: «Во всём, что бы он ни делал — пел, танцевал, ставил феерические танцевальные номера мюзиклов, записывал пластинки с вокальными версиями мелодий Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина, Кола Портера, почитавшими за честь писать для него музыку, — он был неподражаем.»
Джордж Баланчин назвал Астера самым изобретательным танцором всех времён. А постановщик мюзиклов Винсенте Миннелли говорил о нем так: «Фред Астер казался лёгким, как сам воздух. Он имел абсолютно индивидуальный стиль, и его не мог заимствовать другой танцовщик. Этот робкий, застенчивый человек крайне редко и неохотно говорит о своей работе. Но что у него не отнять — так это его стремление к совершенству, способность работать долго и упорно над самыми мельчайшими деталями. Он большой художник, принёсший в кино чудесный танцевальный материал».
Кстати, про легкость Астера говорили многие. А подражать ему стремилось еще больше! Ив Монтан вспоминал: «В пятнадцать лет я до безумия увлёкся кино. После сеанса было так хорошо идти по ночным улицам мягкой ковбойской походкой с крылатой лёгкостью Фреда Астера. Изумительный чечёточник во фраке и в цилиндре, который жонглирует тростью посреди сверкающей площадки, а затем с величавой улыбкой заключает в объятия роскошную блондинку в тесно облегающем атласном платье… В то время я мечтал быть Фредом Астером. Мысленно я облачался, как в магическое одеяние, в его фрак, раскрывал шапокляк одним ловким щелчком, жонглировал по дороге тросточкой… Я буду актёром… Я буду сниматься в кино… Теперь у меня был логичный
план, в иллюзорности которого я не признавался даже сам себе, и передо мной снова мелькала танцующая тень Фреда Астера».
Астер был виртуозным танцором, способным передать всю беззаботность, риск, глубину и эмоции с помощью танца, его техника и чувство ритма поражали до глубины души. Баланчин и Нуриев называли его величайшим танцором ХХ века. Кроме того, Фред Астер считается танцором, оказавшим наибольшее влияние на жанр мюзикла, в частности в кино и на телевидении. Недаром американский институт кинематографии назвал его пятым величайшим актёром всех времён.
Сам же Астер, в свойственной ему ироничной манере, в своих мемуарах «Шаги во времени» («Steps in time» NY, 1959) изложил свою философию танца так: «Меня часто просят поговорить об истории и философии танца. Но это предмет, о котором я мало что могу сказать.
Как правило, о моих произведениях говорят, используя термины балетного искусства, но ведь я не балетный танцовщик. Балет — это лучшее образование, которое может получить артист, и в детстве я тоже занимался им, но почти никогда не использовал это для себя. Я всегда стремился придать моему танцу стиль «свободно парящей птицы», и мне не хотелось, чтобы в нем были заметны жесткие правила балетного искусства. С самого начала я чувствовал, что в состоянии сбросить с себя эти «кандалы», поскольку знал наверняка, что никогда не смогу посвятить себя балету. Я чувствовал, что мне суждено стать интерпретатором музыки, и никем другим. А в этой области нет границ! Как происходила эволюция танца, его история, как формировалась его философия — об этом я знаю не больше, чем об устройстве телевизора. У меня никогда не было желания кому-то что-то доказать своими танцами, которые я никогда не рассматривал как способ самовыражения. Я танцую, и это — все».
Всё да не всё… О нем как о танцоре, певце, актере можно написать тома литературы. А кого уж в нем «больше», трудно даже определить: актёра, танцора, хореографа, певца, звезды Голливуда, одного из величайших мастеров музыкального жанра в кино (ведь его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которого Астер снялся в 31 музыкальном фильме!) Астер был не просто великим актёром — он был актёром-легендой, и именно он принадлежит к числу тех немногих личностей, рассказ о жизни которых одновременно являлся бы рассказом о развитии американского мюзикла, ведь почти 30 лет он определял образ этого жанра!
Его легендарная партнерша по сцене и кино Джинджер Роджерс, говоря о его бескомпромиссности Астера по отношению к себе, очень точно отметила: «Он не допускает никакого безделья в работе над его картинами, и никаких обрезанных углов…»
Но если все-таки остановиться на танцах, то, наверное, самое важное тут одно: Фред Астер был не только джентльменом-танцовщиком, не только королем ритмов – его гений идет дальше: его танцы учили и учат весь мир прежде всего тому, как можно преодолевать притяжение Земли…