Великие аргентинские маэстрос танго в Санкт-Петербурге

31 октября и 4 декабря 2017 года состоялась премьера Танго-Шоу «Танго Навсегда» с участием одних из лучших в мире танго-пар Ванесой Вижальба и Факундо Пинейро и Вирджинией Пандольфи и Джонатаном Агуеро. В рамках их визита в Санкт-Петербург мы поговорили с маэстрос о том, как танго может подогревать отношения в паре, о различиях между сценическим танго и танго для танцпола, о том, куда движется танго сейчас, о химии в танце и многом другом.

ИНТЕРВЬЮ С ВАНЕСОЙ ВИЖАЛЬБА И ФАКУНДО ПИНЕЙРО

Вы являетесь выдающимися мастерами сценического танго. И большинство связывают Ваше танго именно со сценой, а не с танго для милонг. Поэтому особенно интересно Ваше мнение относительно танго для танцпола.

Факундо: Танго — имеет огромную социальную составляющую. Люди приходят на милонги не только потанцевать, но и для знакомств, для общения. Здесь они находят единомышленников, общаютя друг другом, ощущают себя частью танго-сообщества. При этом совершенно не важно, чем они занимаются в обычной жизни, какой статус и положение имеют. На милонге — все равны.

Можно ли сказать, что танго привлекает в основном одиноких людей?

Ванеса: Возможно.

Факундо: Да. Но и для пар танго очень полезно, оно подогревает отношения. Когда ты видишь, как твоя девушка танцует с другими, и ей при этом хорошо, это вызывает определенную реакцию. Вроде бы ничего «противозаконного» не происходит, все «по заведенным в танго правилам», но это будоражит. Это как игра.

То есть танго показано взрослым парам, которые хотят разнообразить свои отношения?

Ванеса: Наверное. Просто молодые пары, находящиеся в стадии «первой влюбленности», приходя на милонги, будут танцевать только друг с другом. И это тоже здорово.

Факундо: Танго имеет разные грани. Социальную, о которой мы сказали, но также танго может быть очень зрелищным и сценическим.

Существует мнение, что сценическое танго— это не совсем танго.

Факундо: Начнем  с того, что на сцену танго вывели именно милонгеро, то есть, люди, которые изначально танцевали танго только на милонгах. Они не называли себя профессиональными танцорами, но они считались лучшими! танцорами танго в Аргентине. Пепито Авежанеда, Хуан Карлос Копес, Освальдо Зотто…

Ванеса: Конечно, в дальнейшем танго на сцене обогащалось другими элементами. И это объяснимо. Когда ты творишь, пытаешься танцем передать разные чувства, эмоции, истории, ты не можешь удержать танец в жестких рамках. Танец, который не развивается, обречен на гибель. Сейчас очень много шоу, которые совмещают танго с брейк-дансом, с фламенко. И, мне кажется, это нормально. Потому что это способ улучшить и развить сам танец.

Факундо: Конечно, мы говорим о Сцене. Поскольку Сцена — это то место, которое требует постоянного развития, где зрители ждут от артистов зрелищности, хотят большего. В данном случае мы не говорим о милонгах. К

онечно, на милонгах нельзя вместо танго начинать танцевать контемпорари, потому что там действуют определенные правила.

Ванеса: Говорить о том, что сценическое танго не является частью танго равносильно тому, что не верить в развитие человечества. Люди раньше ели руками, но это не значит, что сейчас они тоже должны есть руками. На мой взгляд, очень печально, когда люди пытаются искусственно заморозить танго и противятся его естественному развитию, особенно в части сценического танго.

А что насчет «правильного» танго для танцпола?

Ванеса: В танго для танцпола существует огромное множество стилей: танго-салон, танго милонгеро, танго-нуэво и множество «подстилей». Самое ошибочное было бы говорить, что какой-то из них неверен. Но для многих учеников, кто пробует заниматься у разных учителей, с разными «стилями», рано или поздно возникает непонимание. «А как же правильно?», — задают они вопрос себе. То же было и со мной. Мой первый преподаватель учил меня танцевать как танцует Он. Через какое-то время я пришла в другую школу, и оказалось, все, что там говорили, полностью противоречило тому, чему меня учил первый учитель. Тогда я стала понимать, что должна искать свой стиль, который подойдет лично мне.

Какая тенденция в танго сейчас, куда оно движется, на ваш взгляд?

Факундо: В танго для танцпола, мне кажется, происходит смешение стилей. Сейчас очень много преподавателей, которые не заводят себя в рамки какого-то одного стиля типа нуэво, милонгеро, салон, а создают свой собственный. И когда ученики приходят    к этому преподаваелю, они понимают, что пришли учиться не определенному стилю, а научиться тому, что знает их преподаватель.

Ванеса: Мне хочется верить, что в танго для танцпола все больше будет цениться индивидуальность. И со временем танго будет окрашено самыми разными красками, поскольку люди начнут танцевать не так «как надо», а так «как чувствуют», а чувства и внутреннее сожержание у всех разные. Конечно, сохраняя правила, чтобы танцевать на милонгах, но вырабатывая свою манеру, свою индивидуальность.

Факундо: Что касается сценического танго, оно очень активно развивалось в последние годы, вбирая элементы нуэво (ганчо, кольгады), трюки и поддержки из балета и бальных танцев. Сейчас же настало время объединить все эти знания, но сделать акцент больше на шаги, на комбинации с шагами, на динамику и именно на танцевание, а не на эффекты. В последние годы очень развивалась техника ведения, благодаря чему стало возможным танцевать самые сложные вещи без потери контакта в паре. И возвращаясь к вопросу о том, что сценическое танго — это не танго, могу сказать, что сейчас это совсем не так. Ведь благодаря развитию техники ведения, поиску контакта в паре, танго-шоу танцуют сегодня в глубокой взаимосвязи друг с другом, с ощущением партнера, движения и в полном взаимодействии между собой. Таких пар пока не много, но я убежден, что их будет становиться все больше и больше.

ИНТЕРВЬЮ с ВИРДЖИНИЕЙ ПАНДОЛЬФИ и ДЖОНАТАНОМ АГУЕРО

Вместе Вы приезжаете второй раз в Россию. Какое у Вас сложилось впечатление о русских, которые танцуют танго?

Джонатан: Прекрасное! Мы даем мастер-классы по всему миру и с уверенностью можем сказать, что русское танго-сообщество — одно из сильнейших в мире. Уровень танцевания просто фантастический. Работать в России для нас — настоящий вызов.

Вирджиния: Понимаешь, что нужно давать что-то особенное. Все, что касается техники движения, русские схватывают на лету. То, что требует долгих тренировок у аргентинцев, русские добиваются за 15 минут.

После шоу в театре, где Вы танцевали с коллективом русских танцоров из команды Ла Бока, многие зрители (нетанцующие танго) говорили о том, что все танцоры танцевали замечательно, но аргентинцы все-таки чем-то неуловимым отличаются. Как Вы думаете, чем?

Джонатан: Мы смотрели как команда Ла Боки репетирует шоу и поражались Вашему перфекционизму. Вы можете повторять одно и то же движение много-много раз, выверять расстояние между парами, синхронность движений, угол поднятия ноги и так далее. Технически Вы танцуете бесподобно. Аргентинцы в этом плане совсем другие. Мы стараемся исходить из ощущений, чувств, понимая, что совсем не совершенны. Возможно это элемент культуры. У аргентинца может не быть денег до следующей зарплаты, но он все равно будет надеяться на какое-то космическое чудо, которое ему в конце концов поможет и не будет унывать.

У русских такое тоже есть. Называется «авось». Но русским танцорам на него, к сожалению, надеяться не приходится.

(Смеются)

Джонатан: Наверное в этом главное отличие. Мне кажется, стремление к совершенству немного блокирует процесс получения удовольствия здесь и сейчас. Зритель, в свою очередь, всегда будет чувствовать, когда пара по-настоящему кайфует от того, что делает.

Вирджиния: Я намного уверенее чувствую себя в танго для танцпола, в импровизации, и прекрасно понимаю, что не являюсь лучшей исполнительницей танго-шоу. Но, выступая, я не думаю о собственном совершенстве, не слежу за чистотой линий, аккуратностью стоп, я выхожус желанием насладиться моментом, разделить свои эмоции со зрителем. Я выхожу на сцену с одной главной целью — передать зрителю свои чувства.

Давайте теперь поговорим о танго на милонгах. Любите ли Вы ходить на милонги? И с кем получаете наибольшее удовольствие танцевать: друг с другом или с разными партнерами?

Вирджиния: Мы, безусловно, любим ходить на милонги. И любим танцевать с разными партнерами. Но, что касается танцевания друг с другом на милонгах, это сложный вопрос…

Джонатан: Я обожаю выступать с Вирджинией. Но просто танцуя друг с другом, мы часто не можем отпустить ситуацию. Мы работаем вместе, а потому предъявляем друг к другу повышенные требования, и это мешает расслабиться. Танцуя с любой другой партнершей, я буду стараться помочь ей, сопроводить, и даже если она что-то не поняла, мы все равно насладимся процессом. Однако, танцуя с Вирджинией, освободиться от «чипа контроля» не получается. Недавно я говорил об этом с Маэстро Рубеном Велизом и он признавался, что часто испытывает тоже самое. Тогда мы пришли к выводу, что надо учиться наслаждаться ошибками в танце и в программу мастер-классов для студентов включить пункт «как с удовольствием танцевать с ошибками и ослабить кнтроль в танго со своей партнершей». (Смеется)

Что для Вас Танго?

Вирджиния: Конечно, это моя жизнь, моя работа, но кроме того, это пространство, в котором я могу выразить себя полностью. Только танцуя, я чувствую себя абсолютно свободной, настоящей, могу выразить все чувства, которые испытываю в тот или иной момент, могу делать все что хочу.

А кто для Вас тогда идеальный партнер?

Вирджиния: Это химия. Это определенный момент, определенное место, определенное настроение у тебя и у партнера. При этом сегодня ты можешь поймать эту химию с партнером, а завтра, танцуя с ним же, даже под ту же мелодию в том же месте, не ощутишь ничего…

Джонатан: Да, это абсолютная магия. Которую, к сожалению, невозможно объяснить.

Какой главный совет для тех, кто танцует, Вы могли бы дать?

Джонатан: Не пытайтесь быть совершенными. Пробуйте танцевать от своих ощущений. Даже если Вы выходите на сцену. Люди это обязательно почувствуют.

Вирджиния: Танго — танец, вышедший из низов, поэтому он априори не может быть совершенным. Да и в природе идеала не существует. Может быть прекрасная картинка, но пусто внутри, может быть настоящее чувство, но линии, движение не идеальными. Поэтому старайтесь просто наслаждаться своим танцем.

Беседовала и переводила: Петрова Екатерина