Два аргентинца, два великих гения!
Хорхе Луис Борхес и Астор Пьяццолла- два гениальных аргентинца, чье творчество вдохновляет миллионы людей во всем мире. Удивительные образы и высказывания Борхеса, а также великая музыка Пьяццоллы вдохновили и нас на создание Танго-Шоу «Танго Навсегда».
«Танго — непосредственное выражение того, что поэты пытаются, но так и не могут сказать словами: борьба может быть наслаждением и праздником»
Когда встречаются два гения, может создаться что-то невероятное, невообразимое, за рамками мыслимого… Борхес и Пьяццола. Два совершенно уникальных человека. Два ГЕНИЯ. Прозаик, поэт, публицист и философ, ставший одним из основателей авангардизма в латиноамериканской поэзии, Хорхе Луи Борхес и талантливейший музыкант, «великий преобразовантель танго» (как его еще называют), создатель новой музыки «из голосов и ритмов современного Буэнос-Айреса» — танго-нуэво — Астор Пьяццола.
Известный прежде всего своими лаконичными прозаическими фантазиями, таившими в себе глубокие фундаментальные философские проблемы, Борхес говорит о танго следующее: «Танго дает двум людям ощущение того, что они – одно целое. И как все подлинное, танго таит в себе секрет».
Музыкально одаренный Пьяццола, по возрасту, впрочем, годившийся Борхесу в сыновья, много лет занимаясь классической музыкой — беря уроки у Рахманинова, у венгерского пианиста Белы Вильды, обучаясь игре на бандонеоне у Андреса д’Акуила, — в конце концов уходит полностью в танго и буквально совершает в нем революцию: мозаично сотканную народную музыку, ностальгически звучавшую на улицах Буэнос-Айреса, он превращает в высокое искусство. Музыка танго звучит теперь в исполнении симфонических оркестров, а вплетенные в неё легкие нотки джаза и классики, словно добавили в блюдо тонкий вкус специй, не расплескав при этом ни капли энергетики и ни грамма эротики!
«… без сумерек и ночей Буэнос-Айреса создать настоящее танго невозможно», — говорит Борхес, и Пьяццола соглашается с ним.
«Вся моя жизнь – танго. Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, — у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма.» – так говорит о танго Пьяццола…
Оба этих человека, быть может, никогда и не встретились бы, но Его Величество Случай всё же их свел … Говорят, ничто не бывает случайным. Сам Борхес об этом писал: «Случайно (хотя, возможно, не случайно, возможно, то, что мы называем случаем, объясняется незнанием действия механизма причинности)…»
Так вот, по не известным нам «механизмам причинности» эти люди встречаются, и, будучи «плоть от плоти» аргентинцами, для которых аргентинское танго является важнейшим пластом аргентинской культуры, начинают творить «танго» вместе… В 1965 году Астор Пьяццолла сочиняет музыку на стихи Хорхе Луиса Борхеса, в результате чего рождается замечательный альбом “Танго”.
«… Годами — вы повержены бесстрастно,
Но, ни годам, ни смерти не подвластны,
Пребудут в танго те, кто прахом стали…»
В нашем спектакле мы объединили Борхеса и Пьяццолу не только потому, что именно с ними ассоциируется Аргентина, Буэнос-Айрес, танго, а прежде всего потому, что их обоих сближает уникальное искусство жанра – умение развернуть высокую Идею на ограниченной территории, будь то танго или просто красивый рассказ. Именно об этом – музыка Пьяццолы, об этом же — стихи Борхеса.
На протяжении всего спектакля, под чудную музыку танго Астора Пьяццолы, мы вместе с Борхесом ищем в «вавилонской» библиотеке ту единственную книгу, которая могла бы ответить на все вопросы Жизни, книгу, которую всю жизнь искал сам Борхес, но… так и не нашел…
«Если бы я мог прожить жизнь еще раз,
В ней я бы постарался чаще ошибаться.
Я бы не стремился быть таким совершенным и смотрел на все проще.
Я сумел бы оказаться глупее, чем получилось,
И лишь очень немногое принимал бы всерьез…
…
Я бы почаще заглядывал в те уютные уголки,
Наблюдал бы больше рассветов,
Больше играл бы с детьми,
Если бы у меня была еще одна жизнь………….»