Матильда Кшесинская
145 лет исполнилось этим летом со дня рождения Матильды Кшесинской, женщины-загадки, женщины-феномена, вокруг которой столько разговоров, догадок и суждений. В чем же именно был ее феномен?
Изощренная куртизанка или великая балерина? Неужели она могла оставить в истории русской культуры такой след лишь из-за своих связей с императорской семьей?! Первая встреча Матильды с цесаревичем состоялась сразу после выпускного спектакля в Петербургском Императорском театральном училище, на котором Маля с блеском исполнила кокетливый танец Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Этот танец она впервые увидела в исполнении приехавшей на гастроли Вирджинии Цукки, которую впоследствии назвала «гением танца».
Любовь Матильды была обречена с самого начала, тем не менее она жила по принципу «здесь и сейчас». Расставание с цесаревичем не пошатнуло позиций балерины. Дружбу и покровительство государя она получила и после его свадьбы. Всем своим злопыхателям балерина отвечала достойно, демонстрируя на сцене высочайшее мастерство: она первая повторила фирменный трюк итальянской балерины Пьерины Леньяни, провозглашенной самой виртуозной балериной на императорской сцене, — тридцать два фуэте подряд.
Свою первую главную роль Кшесинская получила в балете «Калькобрино». Правда, для этого ей пришлось посоревноваться с тогдашней любимицей петербургской публики — итальянкой Карлоттой Брианца. В то время итальянки безраздельно царили на сцене Мариинского театра, поражая своей виртуозной техникой — прыжками, вращениями и сложными «па» на пуантах. Ни одна из отечественных балерин не могла составить им конкуренцию! Войти в образ — да, а стоять на пальцах – едва ли! Кшесинская без устали работала в классе маэстро Энрико Чеккетти, постигая все премудрости итальянской школы. Тот гонял своих подопечных по залу до полного изнеможения. Видя старания своей протеже, Всеволожский решился на рискованный шаг: объявили о замене Карлотты Матильдой в главной роли балета «Калькобрино». В кассе был аншлаг. Публика жаждали скандала и шла смотреть на провал, а в результате Кшесинской устроили овацию! После её дебюта Карлотта Брианца покинула русскую сцену. Кшесинской в ту пору было всего 20 лет…
После Матильды иностранок стали приглашать все меньше и меньше. Именно она открыла дорогу на императорскую сцену новому поколению балерин: Тамаре Карсавиной и Анне Павловой…
Талант? Недюжинное трудолюбие? Наверное, всё вместе. В любом случае личность Кшесинской явно неординарная. Матильду отличали исключительная харизма, фантастическое обаяние, которые сбивали с толку сильных мира сего, заставляли любить, уважать, благоговеть. Великий князь Сергей Михайлович, умирая, сжимал в руке золотой медальон с портретом Кшесинской и надписью «Маля»…
Кумиром балета для артистки оставалась Вирджиния Цукки. Только теперь как лучшая трагическая актриса и Эсмеральда своего поколения. «Я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной,» — писала позже Матильда. Она мечтала станцевать Эсмеральду «не хуже», а даже лучше своего кумира. Балерина попросила у Мариуса Петипа дать ей эту роль.
«А ты любил?», «А ты страдал?» — с характерным своим акцентом спрашивал Петипа. Это было время самого разгара ее романа с Цесаревичем… Да, она любит, но… не страдает! Матильда роль не получила, но позднее… Как часто вспоминались ей слова Петипа в эмиграции. Вспоминала она о них и тогда, когда лишилась своего обожаемого Ники навсегда; когда впала в тяжелую депрессию и когда получила, наконец, роль Эсмеральды. Спектакль стал квинтэссенцией её собственной жизни. Матильда отличалась не только виртуозной техникой, но и невероятным драматическим талантом. Она не просто «примеряла» на себя роль персонажа, а проживала его жизнь. В своем мире, где было множество роскошных подарков, нарядов, вечеринок, обожающих её мужчин, трагедия её героинь превращалась в трагедию ее собственную.
Может, феномен Матильды и есть в этой правде и искренности?..