Соревнования по бальным танцам

Танцевальный турнир отличается от спортивных соревнований как минимум по трем факторам. Это — настоящий праздник, наполненный трепетом ожидания, удовольствием от участия и радостью победы. Танцевальные турниры проходят по особой системе судейства, где исключены мошенничества. Спортивные танцы — это всегда шоу и новые знакомства, даже если вы пришли на турнир в качестве зрителя или не смогли войти в число лауреатов.

История развития спортивных бальных танцев в России

В XX веке бальные европейские танцы стали привычным и доступным развлечением для всех слоев общества. С другой стороны, некоторые народные танцы прошли свою часть пути, завоевав широкую популярность, в том числе как один из видов искусства. Африканская и латиноамериканская танцевальная культура получила признание в престижных салонах и кругах общества.

В Россию танцевальная культура проникала постепенно. Активное развитие бальные танцы получили только в 80-х годах XX века. Сначала личные приглашения получали только профессионалы напрямую от организаторов турниров. Советские танцевальные пары стали участвовать в международных турнирах наравне с зарубежными и стали побеждать на чемпионатах Европы и мира по программам стандарта, латины и по 10 танцам.

После 1989 года не только профессионалы, но и любители получили возможность попасть на турниры международного уровня. В России начала формироваться клубная система, существующая сегодня. Аналогично организованы танцевальные клубы в некоторых странах ЕС — в Германии, Италии, Франции.

Всесоюзный совет по бальным танцам под руководством Л. Попова, Ч. Норвайша и С. Попова был создан в 1982 году. Одновременно была зарегистрирована Московская городская секция педагогов бального танца. В 1988 году была учреждена АПИУБТ — Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца, а также Ассоциация бального танца. На основе этих организаций позже были сформированы Федерация танцевального спорта РФ (ФТСР) и Русский танцевальный союз (РТС). РТС на законных основаниях вошел в международную профессиональную организацию WD&DSC. ФТСР стал членом международной любительской организации IDSF.

В 1988 году впервые на территории Советского Союза был проведен Всесоюзный конкурс по программам стандарт и латиноамериканские танцы, немного позже — I Московский международный турнир. В 1990 году прошел II Московский международный турнир. Эти соревнования стали началом активного включения российских танцоров в международное танцевальное движение.

С начала XXI века бальные танцы переходят в спортивное русло. Формируется система турниров, закрепляются возрастные категории танцоров, организуются крупные соревнования уровня Russian Open и Кубок «Спартака». Российские танцоры получают признание на международном уровне. Танцевальный спорт претендует на включение в Олимпийские Игры. Спортивные танцы входят в программу World Games.

В России проходят чемпионаты Европы по европейской и латиноамериканской программам бальных танцев. В 2003 году Станислав Попов, президент РТС, становится вице-президентом WD&DSC. В настоящий момент проводятся любительские чемпионаты под эгидой WDSF, а также профессиональные под началом Всемирного танцевального совета.

Программы спортивных бальных танцев

Танцевальный спорт сегодня представлен программой спортивных бальных танцев, в которую входят не более 10 различных танцев. Латиноамериканская программа (Latin) включает в себя:

  • ча-ча-ча;
  • румба;
  • самба;
  • джайв;
  • пасадобль.

Начинающие танцоры исполняют только три танца. С ростом квалификации количество танцев на конкурсе увеличивается. Последним в программу включают пасадобль, как наиболее ритмически сложный танец. Самба и пасадобль исполняются с продвижением по линии танца. Остальные можно исполнять, оставаясь на одном участке паркета. Партнер выступает в паре белый верх/черный низ, на партнерше — короткое платье. Допустимость украшений (перья, стразы, блестки) зависит от класса танцоров.

Европейская программа (Standard или Ballroom) представлена следующими направлениями:

  • медленный вальс;
  • квикстеп;
  • венский вальс;
  • медленный фокстрот;
  • танго.

Начинающие пары исполняют медленный вальс, квикстеп и танго. Партнеры одеты во фрак, белую рубашку с галстуком-бабочкой и танцевальные черные брюки. Допустим жилет или смокинг. Партнерши одеты в длинное бальное платье. Начинающие пары выступают в самых простых костюмах, украшения допустимы только для старших классов. Для Н-класса (новички) допустимо одно универсальное платье для стандарта и латины, но это не приветствуется.

Проведение турниров по бальным танцам

Танцы признали одним из видов спорта совсем недавно. Соответственно, типы турниров были выработаны в ходе становления танцевальных школ в России с учетом устоявшейся мировой практики: появились классификационные и рейтинговые соревнования. Форма организации турнира зависит от того, какая организация его устраивает.

Наиболее престижными считаются турниры МФСТ — Московской федерации спортивного танца. В них участвуют члены Московской областной танцевальной лиги и региональных клубов. Эти турниры являются квалификационными. На них традиционно собирается самое большое количество участников.

Количество заходов рассчитывают из количества зарегистрировавшихся участников. В один заход принято ставить не более 8 пар. Каждый заход танцует один танец. До финала доходят 7-8 пар. Именно между ними распределяют призовые места. Баллы в книжку танцора получают все пары, вышедшие в финал.

Рейтинговые соревнования являются открытыми и проводятся совместно для танцоров разных классов с разделением по возрастным группам.

Классификации танцоров (по уровню подготовки и возрасту)

Заниматься танцами могут танцоры любого возраста. В связи с этим разработаны и используются две системы квалификации — по уровню подготовки и по возрасту. По возрастам различают следующие группы:

  • дети 1 (до 9 лет) и дети 2 (от 10 до 11);
  • юниоры 1 (12-13 лет) и юниоры 2 (14-15);
  • молодежь 1 (16-18) и молодежь 2 (19-20);
  • взрослые (19+);
  • сеньоры 1 (от 30-35), сеньоры 2 (40-45), сеньоры 3 (50-55), гранд сеньоры (60-65).

Интересно, что второй партнёр в категории может быть моложе чем установленная нижняя граница группы, но не более 2х лет для детских групп, 4х лет для юниоров и молодежи и 5ти лет для взрослых и сеньоров.

В классах сеньоры учитывается возраст младшего партнера (не должен быть моложе 30 лет) и старшего (не моложе 35 лет).

Классификация по уровню подготовки разделяется на уровни:

  • Н — начинающие, как правило, выходящие на свой первый конкурс. Танцы — медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв.
  • Е — стартовый класс для тех, кто уже освоил базовые шаги. В танцевальную программу добавляют танцы венский вальс и самба. При наборе 16-26 очков можно претендовать на переход в следующий класс.
  • D – спортивный класс, требует наличия твердых навыков, хорошей осанки, чувства ритма, умения работы ногами и руками. Добавляются танцы танго и румба. При наборе 24 очков в общей программе или 16 очков по Lt или St можно перейти в следующий класс.
  • C — вершина для начинающих спортсменов. Полный набор танцев по двум программам (плюс пасадобль и медленный фокстрот). Можно вставлять в программу не только базовые фигуры. Допустимо украшение костюма партнерши.
  • B — допустимо выбирать только одну программу для дальнейшего развития и соревнований. Разрешены поддержки и сложные позы.
  • A — профессионалы. Минимум ограничений, максимум умений, самовыражения и оригинальности.
  • S — особый класс, который присваивается только по результатам национального Первенства на заседании Президиума национальной федерации.
  • M — международный. На этом уровне искусство танцоров выходит за границы стран и классификаций.

Переход из одного класса в другой происходит по результатам соревнований благодаря набору квалификационных баллов. Баллы рассчитываются исходя из уровня соревнований, количества участников и занятого в зачете места. Ограничения классов по сложности движений нарушать нельзя.

Турнирные правила

Правила участия в турнире определяются классом танцоров. Для младших классов существуют ограничения по сложности исполняемых элементов, оформлению костюмов и причесок партнерш. Например, в H, E, D классах партнеры не могут исполнять поддержки.

Длительность танцев на турнире ограничена. По правилам положено, чтобы один заход длился полторы минуты. Это время могут немного сократить, если в начале турнира образовалось слишком много заходов. Сложность мелодии подбирается согласно классу участников тура. Для младших классов подбирают более простые ритмы, чем для профессионалов.

Каждая программа танцуется, судится и награждается отдельно. Классы от B и выше могут выступать только в одной программе. Запрета на исполнение всех 10 танцев не существует, но высокий уровень, как правило, требует совершенствования в одном направлении. Профессионалы при выборе европейской или латиноамериканской программы учитывают широкий спектр параметров, включая конституцию танцоров.

Судейство и подсчет очков

Турниры по спортивным бальным танцам включают несколько предварительных туров и финал. Количество этапов зависит от числа зарегистрировавшихся пар. На паркет одновременно выпускают от 6 до 8 пар. Заходов может быть несколько, но к финалу пары отсеиваются и остается один заход. Для судейства используется английская система «Скейтинг».

В каждом танце отбираются сильнейшие пары. Выбывают те, кто остается с наименьшим количеством баллов. Судьи или арбитры следят за соревнованиями, находясь на краю паркета. Обычно их бывает 4-5, среди которых присутствует главный судья, которых разрешает спорные моменты. Значимость оценок всех судей, включая главного, одинакова.

Каждый судья получает таблицу с перечнем всех участников. Во время захода он отмечает только те пары, которым удалось произвести положительное впечатление. Все отметки суммируются. В финал выходят те пары, которые получили наибольшее число отметок за все танцы и все туры.

В финале оставшиеся пары судьи распределяют по местам. После завершения всех заходов суммируются оценки каждой пары. Наименьшее число соответствует первому месту, наибольшее — последнему. Призы и медали получают первые три финалиста, рейтинговые баллы и грамоты — все пары, вошедшие в финал.

Кто может стать судьей

Все судьи в судейской бригаде — бывшие танцоры, дошедшие до высших классов и занимающиеся тренерской работой. Из их числа назначается главный судья, который наблюдает за соблюдением регламента и решает возникающие в ходе турнира вопросы. Главный судья избирается исходя из опыта, репутации и технической квалификации.

Важно: Все судьи должны быть независимы. Общение судей с участниками турнира, их тренерами и представителями до завершения соревнований категорически запрещено.

Судейскую линейку на каждую категорию соревнующихся танцоров утверждает главный судья. Список судей объявляют за час до старта соревнований. Возможность судить танцевальный турнир — почетна и свидетельствует о достижении максимально высокого уровня танцора. Судейский кодекс запрещает обсуждение танцевальных пар и выставленных оценок до завершения турнира.

Как подготовиться к соревнованиям

Основа подготовки к соревнованиям — изучение техники танца, отработка композиции, наработка взаимодействия в паре. Однако, необходимо также учесть несколько моментов. К турниру необходимо подготовить обувь, костюм, прическу. Танцевать в тренировочных туфлях можно, но стертая и растоптанная обувь станет минусом.

Костюм должен быть подобран с учетом ограничений по классу танцоров. Перед соревнованиями его необходимо примерить и испытать на паркете. Проверьте, насколько удобно двигаться, не сползают ли бретельки у партнерши, не выбивается ли рубашка у партнера. Прическу также протестируйте заранее.

На конкурс приезжайте заранее. Учтите время на регистрацию, переодевание, репетицию. Партнеру необходимо получить на стойке регистрации номер и закрепить его на спине (на рубашке, жилете или фраке). Партнерше нужно время на макияж и прическу.

Обязательно выйдите на паркет и посмотрите, как ваша композиция вписывается в отведенное пространство. Проверьте качество паркета. Если туфли слишком сильно скользят, обновите подошву специальной металлической щеткой или просто намочите. Пройдите по всему залу, запомните, откуда вы будете лучше видны судьям.

Выходя на паркет во время захода, сразу «включайтесь» — улыбайтесь, держите осанку, работайте со зрителями. Судьи должны оценивать танцоров после того, как зазвучала музыка. Но они замечают яркие пары сразу, когда они появляются на паркете. Не упустите возможность произвести впечатление. Будьте вежливы с другими участниками захода.

А отточить своё мастерство и подготовиться к соревнованиям поможет танцевальный клуб «La Boca». Наши педагоги — мастера мирового уровня, они смогут поставить эффектный танец и отточить все движения. Также наши хореографы помогут подготовиться к турнирам эмоционально, чтобы нервы не помешали отлично выступить и повысить свой рейтинг танцора. Записывайтесь на пробное занятия на сайте или по телефону.