Стили танцев родом из Испании

Испания – южноевропейская страна, известная своей самобытной культурой и интересной историей. У большинства людей Испания ассоциируется с боем быков, мрачными картинами Гойи и зажигательными танцами. Названия испанских танцев известны всем: пасодобль, фламенко, сарабанда, фанданга – каждое их этих направлений отличается завораживающими ритмами, зрелищностью, выраженным характером.

Особенности и дух испанских танцев

Направления испанских танцев отличаются разнообразностью, но все они темпераментные, яркие, запоминающиеся. Каждый испанский танец – это рассказ о любви и ревности, страсти и желании.

Хореографы утверждают, чтобы научиться танцевать испанские танцы, танцор должен стать хоть немножко испанцем, проникнуться историей этой страны, понять особенности культуры, впитать в кровь музыкальные ритмы.

Происхождение и развитие испанских танцев

Даже сейчас каждый регион Испании отличается самобытностью. У жителей Андалузии, Каталонии, Севильи или Пальмы-де-Майорки отличается менталитет, привычки и традиции.

Во времена, когда формировались традиционные испанские танцы, страну населяли представители разных народов. Танцевальные традиции впитали влияние кельтов и мавров, проживавших на территории современной Испании на протяжении семи столетий. Оказали влияние на культуру страны пакистанские и индийские цыгане. Да и сами каталонцы и кастильцы отличаются бурным темпераментом и врожденной музыкальностью.

Испанские танцы формировались на народных праздниках. Постепенно оттачивался стиль, складывались определенные правила и традиции.

Испанские танцы до сих пор являются важной частью культуры страны. Люди танцуют на уличных праздниках, в тавернах, часто проводятся конкурсы и фестивали. Если вам доведется побывать в Испании, обязательно посетите таблао (клуб, где танцуют фламенко), фестиваль пасодобля или сарабанды. Танец – это душа испанского народа. Увидев настоящие испанские танцы, а еще лучше, приняв участие в веселье, вы сможете лучше понять культурные и исторические особенности этой прекрасной страны.

Известные направления испанских танцев

В Испании есть большое количество самобытных и узнаваемых танцев. Рассмотрим основные любимые в народе стили.

Фламенко

Наверное, самым известным испанским танцем является фламенко. Танец зародился в Андалусии, считается, что его в пятнадцатом столетии «принесли» в страну цыгане. Фламенко (бывает парным и сольным) — это танец, рассказывающий о вечном противоборстве мужского и женского начала. Танец имитирует страсть, ревность, любовные победы и поражения. Фламенко сопровождают мелодии гитары и треск кастаньет.

Фламенко популярен во всей Испании и далеко за ее пределами. Этот танец нередко называют «душой Испании». В стране часто проводятся конкурсы и фестивали, где свое искусство демонстрируют музыканты и танцоры. Композитор Хосе Торегросса даже написал музыку для мессы фламенко. Это оригинальное выражение религиозных чувств пришлось по душе не только испанским католикам, но и представителям других христианских конфессий.

Фанданго

Еще один популярный танец – фанданго. Этот танец исполняется парами и имитирует процесс ухаживания. Фанданго – история любви: от первого знакомства до пробуждения страсти. Танец начинается в спокойном темпе, который постепенно ускоряется. Иногда фанданго называют одним из направлений фламенко. Здесь также используется испанская гитара и кастаньеты.

Исполняют фанданго и двое мужчин. В этом случае «рассказ» идет о соперничестве. Первый партнер задает темп и ритм, задача второго – повторить и усложнить танцевальные движения.

Сарабанда

Культовым танцем в Испании, в Португалии и на юге Франции долго считалась сарабанда. Этот народный танец появился в шестнадцатом столетии. Изначально сарабанда вполне соответствовала испанскому темпераменту и менталитету. Танец имеет мавританские корни и исполнялся на празднике плодородия. Сарабанду танцевали парами, либо только женщины. В качестве аккомпанемента служило хоровое пение, барабаны и кастаньеты.

Народный танец вызывал недовольство у священников. Служителям Церкви казалось, что сарабанда повторяет языческие вакханалии. Постепенно сарабанда стала более размеренной и, в конце концов, музыку даже начали исполнять в качестве похоронного марша.

В семнадцатом веке композиторы объединили медленную и быструю сарабанду, и получился популярный придворный танец, который исполняли на балах. Сейчас сарабанда не является особо популярным танцем в Испании, однако необычная история этого танца служит вдохновением для композиторов и кинематографистов.

Качуча

Качуча – сольный танец, появившейся в Андалусии. Как и многие испанские танцы, качуча исполняется с кастаньетами. Этот танец символизирует женскую грацию, изящество, нежность.

Популярность качуча обрела в начале девятнадцатого столетия, благодаря танцовщице Фанни Эльсер. Эльсер танцевала качучу в театральной постановке «Владычица озера». Настоящий фурор произвело выступление танцовщицы в Соединенных Штатах на заседании Конгресса.

Сегидилья

Сегидилья – танец, который в обязательном порядке сопровождается пением. Как правило, мелодии сегидильи совмещают минорные и мажорные тональности, но в целом, это веселый подвижный танец, который исполняют под лютни, тамбурины, испанские гитары. Сегидилью танцуют парами, причем, в процессе танца пары меняются партнерами. Традиционно сегидилью исполняли на праздниках Урожая.

Болеро

Еще один популярный испанский танец – болеро. Он имеет немало общего с качучей. Танец также появился в восемнадцатом столетии, для него характерны классические испанские позы и па, в качестве музыкального сопровождения выступают тамбурины, кастаньеты, испанская гитара. Болеро может исполняться как сольно, так и парами.

Самое известное исполнение Болеро – адаптированное под классический танец в балете «Кармен-сюита» в исполнении Дианы Вишневой. Танец подчеркивает истинное женское начало, позволяет продемонстрировать грациозность, гибкость, изящество.

Хота

Хота – популярные в Испании танцы-сценки. Каждая композиция представляет собой небольшой рассказ о любви. Считается, что хота возник в восемнадцатом столетии в северной провинции Арагон, но, вполне возможно, что испанские крестьяне намного раньше начали танцевать хоту на праздниках и вечеринках.

Хота исполняется в национальных костюмах, танец обязательно исполняют на свадьбах, днях рождениях и национальных праздников. Помимо инструментального сопровождения, обязательно хоровое пение. В танце изящно переплетаются движения танцоров, голосовое сопровождение, зажигательные музыкальные ритмы. Основные движения – скачки, прыжки, удары ног о землю. Этот народный танец вдохновил немало великих композиторов, в том числе, Глинку, создавшего одну из лучших своих оркестровых пьес «Арагонская хота».

Мунейра

Мунейра — древнейший испанский танец. Композиции исполняют в национальных костюмах, главным отличием Мунейры является танцевальный шаг пасе и поднятые вверх руки. В качестве аккомпанемента используют тамбурины, барабаны, волынки, танцоры также используют кастаньеты. В переводе с испанского «мунейра» обозначает «мельница». Возможно, такое название танец получил из-за того, что его танцуют с поднятыми руками. Другая версия гласит, что мунейру часто танцевали возле мельниц после окончания рабочего дня.

Пасодобль

Отдельно из испанских танцев стоит выделить пасодобль. Несмотря на то, что танцевальная композиция появилась на юге Франции, пасодоблю свойственен «истинный испанский дух», именно поэтому танец, имитирующий корриду, так полюбился в Испании.

Пасодобль исполняют с сопровождением с музыкальным размером 2/4 либо 2/6, главная роль в танце отведена мужчине. Танцор «играет роль» тореро, а его партнерша – плаща тореадора или быка. Партнер должен продемонстрировать смелость и мужество. Партнёрша — гордость, порыв и грацию.

Пасодобль – сложный в исполнении танец. К его особенностям относят:

  • тесный контакт партнеров (танцоры постоянно находятся в тесном телесном контакте);
  • экспрессивность;
  • особая постановка корпуса: приподнятая грудь и опущенные плечи.

Пасодобль входит в обязательную латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев, причем, это единственная конкурсная композиция, где оценивается не только мастерство партнеров, но и драматическая составляющая номера.

Уроки пасодобля в школе танцев «La Boca»

Если вы хотите научиться танцевать пасодобль, мы ждем вас на занятиях клуба «Ла Бока». У нас работают опытные и креативные хореографы, умеющие найти подход даже к тем, что искренне считает, что ему «не дано» танцевать. Мы поможем освоить основные элементы, научим чувствовать ритм и выражать в движении свои желания, эмоции и страсть – все это является важной составляющей испанского танца, дарующего яркие эмоции и самим танцорам, и зрителям.