История танца бачата – «Миллионер из трущоб»

История происхождения танцев, вышедших «из народа», сродни преданию, где факты переплетаются с легендами. История бачаты — это летопись народной души Доминиканы, которая нашла отклик в душах людей из разных стран. Попробуем воссоздать её «образ» в нашем пересказе.Бачата на рисунке художника

Романтический танец, который претендует на звание самого популярного стиля в мире, зарождался знойными карибскими ночами под звёздным небом Доминиканы. Колыбелью бачаты принято считать сельские праздники и вечеринки, а начальной школой — городские дворы, кабаки и бордели.

Здесь звучала музыка плачущей гитары — «музыка горечи» (исп. Musica del amargue) — именно так, иносказательно называли бачату.

Слова этих песен были сплошь о неразделенной любви, потерях, печалях. Они отражали тяготы людей под гнётом диктатуры, непосильного труда и беспросветной бедности тех лет. Но в самые трудные моменты, сохранить огонь в сердце человеку помогает музыка. Чтобы излить душу, чтобы забыться в объятиях друг друга, чтобы танцевать под звёздами вопреки всему.

Свой тернистый путь танец ведёт с середины 20 века, хотя формироваться стал и того раньше. Из традиционных для региона стилей танца и музыки большое влияние на него оказал жанр болеро.

Танец бедняков и сам «бедствовал» на собственной родине, подвергаясь гонениям. Встречаются мнения о том, что он был запрещен, но это не совсем так, ведь запретить танцевать так же трудно, как запретить мечтать. Однако он серьезно порицался.

Бачата считался танцем бедняковВ период правления диктатора Трухильо, национальным танцем было принято считать только «не провинившийся» меренге, а романтический сектор музыки, к которому принадлежала бачата, был попросту не актуален, не имел возможностей для развития.

Танец бачата осуждался в обществе, клеймился развратным. Его движения прямо повествовали о страстях между мужчиной и женщиной, минуя нормы этикета. А музыке был закрыт путь в приличные заведения (ведь стыдно признаться в симпатии к песням, услышанным в публичном доме), и, тем более, на радиостанции, за колкие и изобилующие грубыми двусмысленностями тексты. В таких условиях, музыке даже в отдельный жанр оформиться было сложно, композиции, которые можно назвать «чистой» бачатой, по данным историков, появились лишь в 70-х годах.

Но черная полоса всегда сменяется белой, в государстве сокращались острые социальные проблемы, расширялись взгляды, а так сильно связанный с жизнь народа танец, наконец вышел из тени. Усилиями музыкантов, хранящих традиции и адаптирующих их к современным вкусам, бачата стала входить в чарты популярных композиций. А еще — наполняться светом, романтикой и позитивом, из «музыки горечи» становясь «музыкой сердец».

Бачата в школе танцев «La Boca»

За время становления, бачата, как жанр, не только укрепилась и повзрослела, но и претерпела множество метаморфоз. Её теперешняя популярность — результат стараний поклонников из Европы и США, которые развезли танец по миру. Но, как водится, не многие из них старались учиться у носителей, да и не было специальных школ.

Они повторяли, что увидели, понимая механику и эстетику движений по-своему, дополняя танец элементами из других направлений. Когда наиболее дотошные танцоры обратились к первоисточникам, представления о бачате уже сложились, и теперь аутентичная  версия получила название «доминиканской бачаты», подчеркивая свою преемственность с исконной манерой танцевания.

Возникновение стилей продолжается по сей день, например «сеншуал бачата», которая вообще имеет отдельного автора, а не народное происхождение.

Но теперь за судьбу бачаты мы можем быть спокойны. Танец-миллионер по количеству приверженцев выстоял в годы испытаний, а благодаря адаптивности ко вкусам разных танцующих аудиторий и узнаваемой харизме, не потеряет своё «Я» и в будущем. 

Романтичная и нежная, неистовая и сексуальная, сокровенное таинство для пары или яркое шоу для зрителей — все это бачата. Пробивая себе путь с низов, она подарила нам в итоге самобытные стили танца, трогательную, волнующую и разнообразную музыку, множество счастливых людей, не мыслящих себя без этого чувственного взаимодействия.