История танца бачата – «Миллионер из трущоб»
История происхождения танцев, вышедших «из народа», сродни преданию, где факты переплетаются с легендами. История бачаты — это летопись народной души Доминиканы, которая нашла отклик в душах людей из разных стран. Попробуем воссоздать её «образ» в нашем пересказе.
Романтический танец, который претендует на звание самого популярного стиля в мире, зарождался знойными карибскими ночами под звёздным небом Доминиканы. Колыбелью бачаты принято считать сельские праздники и вечеринки, а начальной школой — городские дворы, кабаки и бордели.
Здесь звучала музыка плачущей гитары — «музыка горечи» (исп. Musica del amargue) — именно так, иносказательно называли бачату.
Слова этих песен были сплошь о неразделенной любви, потерях, печалях. Они отражали тяготы людей под гнётом диктатуры, непосильного труда и беспросветной бедности тех лет. Но в самые трудные моменты, сохранить огонь в сердце человеку помогает музыка. Чтобы излить душу, чтобы забыться в объятиях друг друга, чтобы танцевать под звёздами вопреки всему.
Свой тернистый путь танец ведёт с середины 20 века, хотя формироваться стал и того раньше. Из традиционных для региона стилей танца и музыки большое влияние на него оказал жанр болеро.
Танец бедняков и сам «бедствовал» на собственной родине, подвергаясь гонениям. Встречаются мнения о том, что он был запрещен, но это не совсем так, ведь запретить танцевать так же трудно, как запретить мечтать. Однако он серьезно порицался.
В период правления диктатора Трухильо, национальным танцем было принято считать только «не провинившийся» меренге, а романтический сектор музыки, к которому принадлежала бачата, был попросту не актуален, не имел возможностей для развития.
Танец бачата осуждался в обществе, клеймился развратным. Его движения прямо повествовали о страстях между мужчиной и женщиной, минуя нормы этикета. А музыке был закрыт путь в приличные заведения (ведь стыдно признаться в симпатии к песням, услышанным в публичном доме), и, тем более, на радиостанции, за колкие и изобилующие грубыми двусмысленностями тексты. В таких условиях, музыке даже в отдельный жанр оформиться было сложно, композиции, которые можно назвать «чистой» бачатой, по данным историков, появились лишь в 70-х годах.
Но черная полоса всегда сменяется белой, в государстве сокращались острые социальные проблемы, расширялись взгляды, а так сильно связанный с жизнь народа танец, наконец вышел из тени. Усилиями музыкантов, хранящих традиции и адаптирующих их к современным вкусам, бачата стала входить в чарты популярных композиций. А еще — наполняться светом, романтикой и позитивом, из «музыки горечи» становясь «музыкой сердец».
За время становления, бачата, как жанр, не только укрепилась и повзрослела, но и претерпела множество метаморфоз. Её теперешняя популярность — результат стараний поклонников из Европы и США, которые развезли танец по миру. Но, как водится, не многие из них старались учиться у носителей, да и не было специальных школ.
Они повторяли, что увидели, понимая механику и эстетику движений по-своему, дополняя танец элементами из других направлений. Когда наиболее дотошные танцоры обратились к первоисточникам, представления о бачате уже сложились, и теперь аутентичная версия получила название «доминиканской бачаты», подчеркивая свою преемственность с исконной манерой танцевания.
Возникновение стилей продолжается по сей день, например «сеншуал бачата», которая вообще имеет отдельного автора, а не народное происхождение.
Но теперь за судьбу бачаты мы можем быть спокойны. Танец-миллионер по количеству приверженцев выстоял в годы испытаний, а благодаря адаптивности ко вкусам разных танцующих аудиторий и узнаваемой харизме, не потеряет своё «Я» и в будущем.
Романтичная и нежная, неистовая и сексуальная, сокровенное таинство для пары или яркое шоу для зрителей — все это бачата. Пробивая себе путь с низов, она подарила нам в итоге самобытные стили танца, трогательную, волнующую и разнообразную музыку, множество счастливых людей, не мыслящих себя без этого чувственного взаимодействия.