Жозефина Бейкер «Чёрная жемчужина 20-х»
1970-е, по сцене лондонского «Палладиума» в тюрбане из страусиных перьев ураганом носится грациозная темнокожая женщина, излучая энергию, купаясь в аплодисментах. Вдруг, остановившись посреди представления, она произносит в зал: «О, мадам, вы смущаете меня. Да, да, вы, с этим маленьким биноклем. Пожалуйста, не смотрите в него. Не лишайтесь ваших иллюзий».
Неутомимая Жозефина Бейкер лукавила, для публики она оставалась воплощением танца, песни, законодательницей мод, героиней. Ей было почти 70 лет.
Танцовщица, чье имя сейчас мало кто знает, но, которая, по мнению историков всегда будет считаться легендой, родилась в штате Миссури, США. Дочь прачки и музыканта провела юность типично для бедняков, к 15-ти уже дважды побывала замужем. Из-за того, что в ней смешалось множество кровей: негритянская, индейская, еврейская, испанская, Жозефина обладала особой красотой, но главным в ней была не внешность, а жизнелюбие и сила духа. Вдохновительница великих творцов века: Хэмингуэя, Сименона, Ле Корбюзье, Пикасо, Диора, Кавалер 3-х орденов за борьбу с фашизмом, защитница прав человека, мать 12-ти детей, эта женщина начала свой путь в танце и завершила его танцуя.
ФБР преследовало ее за коммунистические взгляды, судебные приставы — за долги, а жизнь походила на ее шоу: комическое и броское, с налетом эротики и грусти. “Жить для меня — значит танцевать».
2 июля 1917 года семья Жозефины пережила резню, в результате которой по разным данным в Сент-Луисе погибло более сотни людей. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала ярым борцом с расизмом. Она начала выступать еще в школе, поражая своей гибкостью. «Сначала я танцевала, чтобы согреться, а после этого поняла, что рождена для танца”. Выучив все стили своего времени, она попала в шоу и стала ездить по стране. Талант отличает новаторство и в её номерах были заметны элементы хастла, степа, хип-хопа, брейка, которые появятся только годы спустя. Сверхмодный чарльстон публика Парижа впервые увидела тоже в ее исполнении.
Счастливый билет выпал, когда девушка попала в труппу на Бродвее. Жозефин была «завершающей представление » (end-girl) в одном из мюзиклов — сложная роль в которой она пародировала коллег и ходила по сцене колесом. Акробатика была ее коньком. Ее заметили, на гастролях Жозефин блистала в Берлине, Брюсселе, Вене. И наконец была принята Францией, второй своей родиной. В парижском театре «Фоли Бержер» она произвела фурор, когда выскочила из-за кулис, прикрытая только юбочкой из бананов. Из-за обнаженных танцев Жозефине Бейкер было запрещено выступать во многих столицах, что лишь увеличивало интерес публики.
Артистка всегда вдохновляла и притягивала к себе неординарных людей. Адольф Лоос посвятил ей «Дом Жозефин Бейкер», Александр Колдер — свои скульптуры, Гертруда Стайн написала стихотворение в прозе, Поль Колин стал автором множества портретов и рекламных плакатов. В сериях Матисса «Дансез Креол» и «Джаз» влияние Жозефин узнаваемо. Ходили слухи, что это та самая черная Венера, посещавшая Бодлера в снах. Знаменитые художники создавали ей безумные костюмы из перьев и блесток. Иногда платья кроились из полотна, расписанного модными кубистами. В 1926 году Эрнест Хемингуэй весь вечер танцевал с Жозефин: «Было знойно, но она куталась в манто и ни разу его не сняла. Только когда клуб закрылся и мы вышли, Жозефин призналась мне, что под мехами у нее не было никакой одежды». В 1929 году в каюте лайнера, по пути из Рио-де-Жанейро, Жозефин встретилась с архитектором Ле Корбюзье. Целые дни он писал ее в своей каюте, пока она, обнаженная, пела, аккомпанируя себе на гавайской гитаре. А после, создавал свои здания в духе её танцев.
Комедийное дарование, голос и экзотические танцы, все это открыло Жозефине дорогу в кино. И она снова совершила прорыв, став первой афро-американкой на главных ролях. Самая успешная женщина в развлекательном жанре во Франции, в США она подвергалась расистским нападкам с детства. Семья Жозефины пережила резню, в результате которой погибло более сотни темнокожих. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала борцом с дискриминацией, внеся искренний личный вклад своими поступками.
Во время Второй мировой артистка выступала перед войсками во Франции и Северной Африке и работала на разведку. Это не просто слова, статья о ней есть даже в академической «Энциклопедии шпионажа» Нормана Полмара и Томаса Б. Аллена. Когда оккупанты вошли в Париж, Жозефин уже была членом добровольной организации «Свободная Франция», которая помогала Движению сопротивления. Жозефина получила удостоверение лётчика, дослужилась до звания младшего лейтенанта, была награждена медалями, знаком Военного Креста и, наконец, орденом Почётного легиона. Еще до войны она получила французское гражданство.
В Париж Жозефин вернулась в 1944 году с войсками союзников. Она записала пластинку с директором своего оркестра, Жо Буйоном, за которого вскоре вышла замуж. Во время гастролей по Америке, Жозефин начало преследовать ФБР. Тогда от антикоммунистических репрессий пострадало много актеров, писателей и журналистов.
Будучи уже 5-й раз замужем, Жозефин не могла завести детей, и решила усыновить маленького японца Акио и корейца Джанота, а затем еще 8-х сирот разных национальностей: французы, финны, африканцы, евреи, индейцы, арабы. Близкие называли их «семьей-радугой». Экстравагантность и широта души этой женщины выражалась во всем: самые высокие гонорары в Европе она отдавала на помощь союзникам в войне и угнетённым, если покупала обувь, то сразу 12 пар, если заводила домашних животных, то не меньше пяти. Одно время у Жозефин жили удав, поросенок, гусь и гепард.
Управляя финансами одна, Жозефин в какой-то момент подошла к краю банкротства, дом ушёл с аукциона, а сама она попала в больницу. Ходили слухи, что она умирает. Но после нескольких сердечных приступов, танцовщица снова начала выступать, чтобы поддержать семью. Она появилась на сцене, давая по семь представлений в неделю и оставаясь очаровательной.
В конце жизни к Жозефин вернулась удача. При содействии Красного Креста и принцессы Монако её родне и детям вскоре выделили дом. 8 апреля 1975 года состоялась премьера шоу «Joséphine» — празднование пятидесятилетия сценической деятельности. На последнее представление билеты были распроданы уже за много месяцев. Она в который раз подтвердила статус великой артистки.
Дождливым весенним днем 1975, тысячи людей провожали гроб Жозефины, первой женщины американского происхождения, в чью память в столице Франции прогремел салют из 21 орудия.