Астор Пьяццолла
1921 — 2021
100 лет танго Астора Пьяццоллы
В 1985 г. Астор Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Иначе, как El Gran Ástor (ВЕЛИКИЙ АСТОР) этот город его больше не называет. Но их история не была простой: взаимное притяжение и непримиримые разногласия, встречи и расставания, страсти в духе танго… Понадобились годы, чтобы дерзкий творец-реформатор и город-ревнитель традиций наконец «обрели друг друга».
Пьяццолла сделал с танго то же, что сделал Штраус с вальсом. Он превратил танцевальную музыку из народа в высокое искусство, заставил его звучать на мировой сцене в исполнении симфонических оркестров, не утратив ни капли самобытной энергетики, свободной чувственности.
С одной стороны — аргентинец из порта, полный духом своей противоречивой родины. С другой стороны — человек мира, эмигрант в нескольких поколениях, не связанный фанатичной любовью к национальному наследию… Парадоксально, но подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса, коим его считают повсюду, в самом Буэнос-Айресе был едва ли не изгоем.
ПьяцЦОлла. Как клацанье кнопок бандонеона. Носитель этой итальянской фамилии, потомок переселенцев, единственный ребёнок четы Винсенте Пьяццоллы и Асунты Манетти родился в Мар-Дэль-Плата, пригороде столицы. Мальчик появился на свет с дефектом – вывихом тазобедренного сустава. Потребовалась серия операций, чтобы правая нога приняла правильное положение, но все же она навсегда осталась короче левой. Возможно, с этим связана необычная поза, которую он часто принимал при игре на бандонеоне – стоя и опираясь ногой на стул.
Американец
В 1925 году, отец, в поисках лучшей жизни, перевёз сына в Нью-Йорк. Первое время, благодаря протекции родственника, выживал на не самой легальной деятельности, связанной с алкоголем во времена сухого закона.
Затем Винсенте открыл ломбард и снял квартиру поблизости от Литтл-Итали – итальянского квартала, гангстерская романтика которого была впоследствии увековечена в голливудских фильмах. В 30-е здесь практически каждый владелец хотя бы небольшого бизнеса был прямо или косвенно связан с мафиозными кругами. Первыми навыками, которым обучался подрастающий Астор были не музыкальные гаммы, а боксёрские приёмы. Они пригодились, когда паренёк стал членом одной из уличных группировок. Начались проблемы с полицией, и отец, думая о будущем, решил увлечь Астора более миролюбивыми занятиями. Он купил сыну бандонеон, инструмент, который ассоциировался у него с исконным танго любимых музыкантов. Игра на бандонеоне невероятно сложна, самый минимум требований — это абсолютный слух. Так что, когда у юноши, который не знал даже нотной грамоты, начало получаться, стало ясно, что выбор в пользу музыки попал в точку. Тем более, что джаз-банды стали интересовать его больше криминальных. Живший по соседству пианист Бела Вильда переложил несколько фортепианных пьес для бандонеона, и Астор их разучил. От него же Астор впервые услышал музыку Моцарта, Шумана, Баха. Последний полюбился ему настолько, что в последствие свои сочинения он наделял именно «баховскими» интонациями – начальным мордентом ре-минорной токкаты и «пассакальным» нисходящим басом.
В 1931 году произошла встреча Астора с иконой танго Карлосом Гарделем. Возможно, она предопределила судьбу музыканта — продолжить дело открытия танго миру уже на новом витке истории. Как бы там ни было, но выглядела она пророчески. Пишут, что в то трагическое турне Гарделя, прервавшееся автокатастрофой, был приглашён и четырнадцатилетний Астор, в качестве ассистента. Но мальчик не присоединился, тем самым, получив возможность сменить Гарделя на стезе легенды.
Первая попытка
В начале 1937 года семья Пьяццола решила вернуться обратно на родину. Астору эта идея была не по вкусу: аргентинец по паспорту, итальянец по крови, он ощущал себя вовсе американцем. В Буэнос-Айресе все было чужим – испанский язык, который он знал хуже, чем английский, люди, и… музыка. В стране джаза он прикипел к этому стилю, а венгерский учитель дал некоторое представление о европейской классике. Так что местные музыкальные вкусы казались ему весьма провинциальными. Здесь звучало из каждого «утюга» народное танго.
Однако, именно в одном из танго-ансамблей подвернулась первая работа. Игравшего в барах и клубах одарённого бандонеониста заметили и представили столичной знаменитости, Анибалю Тройло. Астор удостоился шанса войти в его Оркестр типика. Примерно в это же время Пьяццолла встретил свою первую любовь — Деде Вольф, и женился. Карьера спорилась, но Астор, с жаром юности задался целью превратить бандонеон из эстрадного инструмента для аккомпанирования танцорам, в полноценный классический. А именно, написать под него академическую музыку. «Я всегда считал, что танго создано скорее для уха, чем для ног» (с). (Одно из первых таких произведений — «Портовая рапсодия» — в 1950 году в США было награждено специальной премией).
Астор стал брать уроки у Альберто Хинастеры, композитора и педагога, который навел некоторый порядок в разрозненных знаниях молодого музыканта. С этим багажом Астор приступил к созданию аранжировок для оркестра Тройло. Большого энтузиазма у коллег его сочинения не вызвали, им было непривычно играть не по канону. Однажды, во время исполнения одного из популярных танго, танцующие даже замерли, озадаченные иным звучанием знакомой композиции. Некоторые продолжали с интересом слушать, а некоторые в возмущении вышли из зала, но просто продолжить танец не удалось никому. А ведь аранжировка Астора пока отличалась лишь в мелочах: усложненное голосоведение у скрипок, некоторое усиление бандонеона и чуть более насыщенный ритмический рисунок.
Тройло не запрещал новичку творческих изысканий, но старался умерить новаторский пыл, зная, что от милонги в ресторане гость ждёт не того же самого, что от концерта в консерватории. В конце концов, Астор был вынужден перейти в другой оркестр, а затем и вовсе в 1944 г. создать свой первый коллектив с певцом Франческо Фьорентино. Этот тандем породит более 2х десятков композиций, среди которых знаменитые «Nos encontramos al pasar», «Viejo ciego», «Volvio una noche», «La chiflada». Репертуар коллектива в основном состоял из известных танго в аранжировке Пьяццоллы и его собственных композиций, где бандонеону отводилась роль виртуозного солирующего инструмента. В коммерческом плане этот проект оказался провальным. Публика по прежнему защищала скрепы и, в лучшем случае, игнорировала выступления. Такая реакция в итоге подавила вдохновение композитора. В 1949 г. он распустил свой оркестр и на десятилетие забросил бандонеон.
Новый поворот
Чтобы как-то заработать, Пьяццолла брал заказы на музыку к фильмам, это станет заметной частью его наследия в будущем. Он не порывал с танго окончательно, но понял, что рестораны
и клубы — не его место. Увлеченный тогда музыкой Стравинского и Бартока, Астор берёт курс на классику и пишет для симфонического оркестра. Одна из вещей получает в 1954 году первую премию на конкурсе молодых композиторов. А часть награды — стипендия для стажировки в Париже у прославленного педагога, дирижёра и композитора Нади Буланже, сыграет знаковую роль в дальнейшем пути. Именно этот мудрый и опытный наставник поможет Пьяццолле окончательно сформировать собственный стиль. В его основу лягут произведения для бандонеона с оркестром. Он сам создал эту нишу и в ней добьется всемирной славы.
В 1955 г. вместе с Оркестром Парижской Оперы композитор записал 16 произведений с колоссальным успехом. Среди них прекрасное танго «Nonino» (предшественник знаменитого «Adios, Nonino», прощания Астора с умершим отцом), «Marron y azul», «Chaud, Paris», «Bando», «Picasso» и другие. По окончании французского периода Пьяццолла создал два ансамбля: «Октет Буэнос-Айреса» и «Струнный оркестр».
Вторая попытка
Одновременно со стартом «Octeto Buenos Aires» по возвращении в Аргентину, Пьяццолла публикует манифест с весьма провокационным заголовком: «Десять заповедей». В нём самим автором было впервые провозглашено появление Tango Nuevo — авангардного стиля, который должен вывести стиль за пределы танцевальных площадок и утвердить его в качестве нового жанра современной академической музыки. «Новое танго», в котором смешиваются стили и подходы к исполнению, добавляются ультрамодные и классические детали… Революция началась.
Приходит шумиха, шокированные слушатели, кто ругает, кто любопытствует, кто поддерживает, но никто не остаётся равнодушным. Однако, ажиотажное внимание не обходится без волны проблем. Аргентинские музыкальные фирмы одна за другой объявляют бойкот, газеты поливают грязью, в почтовый ящик присылают угрозы, на выступлениях происходят скандалы, драки и вызовы полиции.
И снова бурный «роман» с городом танго, несмотря на целеустремлённость артиста, пришел к разрыву. Амбициозный проект октета пришлось распустить. С этого момента Пьяццолла будет проводить много времени за границей: в США, где он он продолжит смешивать танго с джазом, включит туда саксофон и электрогитару; в Европе, где найдёт признание в творческих кругах. Но будет он и возвращаться.
Аргентинец
В течение 1960-х годов Пьяццолла даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США. Постепенно музыкант продвигается к успеху, в немалой степени благодаря работе в кино и, особенно, созданному в 1960-х годах новому коллективу «Quinteto Nuevo Tango». Тем временем, танцевальная мода меняется, на смену танго приходит рок-н-ролл, взгляды на музыку теряют свою категоричность. И это тоже помогает Пьяццолле и Буэнос-Айресу сделать шаг навстречу друг другу.
Совершая чудеса работоспособности, он завоевывает премию Hirsch (в -63-м году), пишет произведение «Три симфонических движения», которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Пауля Клецки. В 1965 году сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. Затем выпускает диск «Танго»; дает концерт в Филармонии Нью-Йорка. В том же году выходит «Verano porteno» — первое из потрясающих танго сборника «Четыре времени года» («Las сuatro estaciones»).
В 1966 г. артист разводится с Деде Вольф. Личный кризис толкает его на беспорядочный образ жизни и даже эксперименты с наркотическими веществами. Однако карьерный успех Пьяццоллы только растет. Он начинает сотрудничать с великим поэтом Орасио Феррером, вместе они создают оперетту «Мария из Буэнос-Айреса» (Maria de Buenos Aires). Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя «Музыкального ансамбля Буэнос-Айреса», сочиняет пьесу «Тангасо», которая была исполнена оркестром во время турне по США; заканчивает цикл «Времена года в Буэнос-Айресе».
В 1969-м произведение «Баллада для безумца» (Balada para un loco) приносит всемирный успех. Она была исполнена фолк-певицей Амелитой Балтар — новой любовью Астора, роман с которой продлится 7 лет. А само произведение представляет собой новинку — танго-песню. Этот, созданный в результате работы с Феррером, более коммерческий жанр делает автора известным широкой публике, как крупного представителя музыки Буэнос-Айреса.
В 1971 году он создает «Ансамбль девяти», с которым вскоре Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает контракт на 2 года. Коллектив горячо принимают в странах Латинской Америки. По просьбе величайшей фигуры в мире джазовой музыки Джерри Маллигана, Пьяццолла присоединяется к нему в записи альбома «Саммит» с оркестром.
В эти годы, после очередного расставания с женщиной, он поедет за вдохновением на прародину в Италию, где родится одно из самых известных произведений «Libertango» — образованное от слияния двух слов, превалирующих в его жизни: «танго» и «свобода».
Пьяццолла много гастролирует по миру, выступает на Бродвее, участвует солистом в симфонических концертах. в Буэнос-Айресе даёт программу «нуэво танго»… И, вдруг, дожив до седин, обнаруживает, что перестал здесь быть отщепенцем, превратившись в солидного деятеля искусства… И даже в почётного гражданина.
Город принял бунтаря и упрямца Пьяццоллу. А значит, признал за ним право представлять свою главную святыню — танго Буэнос-Айреса.
Последние годы и наследие
В 1987 г. Пьяццолла со своим квинтетом выступил в Центральном Парке Нью-Йорка. А в 1988 г. перенес операцию на сердце, сразу после которой нырнул в работу над созданием Секстета Нуэво Танго, куда войдет второй бандонеон и виолончель, заменившая скрипку. Секстет стал последним коллективом. Последним написанным произведением — «Пять танго-сенсаций», в течение нескольких лет оно занимало верхние позиции в рейтинге произведений академической музыки. В августе 1990 г. в Париже композитора настиг тяжелый инсульт. От его последствий он скончается 2-мя годами позже в Буэнос-Айресе.
Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои работы. Только за последние 10 лет жизни он сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку для театра и балета. Всего же насчитывают более 700 произведений.
В феврале 1993-го (он не дожил всего полгода), в Лос-Анджелесе Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» за произведение «Забвение» (Oblivion). Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших творений Пьяццоллы и инструментальной музыки.
В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу приза за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
Вся моя жизнь — танго — Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, — у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это ТАНГО…