История балетной пачки
Балетная пачка, или короткая пышная юбка, стала неотъемлемой частью сценического образа балерины. В таких юбочках исполняют практически все партии. Однако такой наряд появился относительно недавно. Кто же придумал балетную пачку и почему этот костюм стал столь популярен?
Когда танцоры балета начали носить пачки
Пачка появилась относительно недавно. До середины девятнадцатого столетия танцовщицы выступали в платьях, которые мало отличались от нарядов зрительниц. Платье было с корсетом, оно сковывало движения, а вместо удобных балеток на ногах актрис были туфли на каблуках.
Чуть позднее, благодаря моде на античность, танцевальный наряд несколько преобразовался. Актрисы стали выступать в нарядах, напоминающих римские или греческие туники с завышенной талией. Использовали полупрозрачные ткани, а под платья надевали трико.
С развитием балетного искусства усложнялись движения балерин. Даже античные платья становились не удобными. Танцовщицы перестали носить корсеты, сковывающие движения, а затем укоротили юбки.
Когда появились балетные пачки
Первая юбка, напоминающая современную пачку, появилась в середине девятнадцатого столетия. Первой обладательницей пачки стала балерина Мария Тальони, она надела необычную юбку 12 марта 1839 года на премьеру спектакля «Сильфиды».
Пачку придумал отец балерины – костюмер Филиппо Тальони. Таким образом удалось подчеркнуть воздушный облик феи, а заодно и скрыть некоторые недостатки фигуры Марии. Кстати, Мария Тальони была также первой танцовщицей, вставшей на пуанты.
Зрители пришли в восторг от наряда феи, а вот многие балерины не одобрили юбку-пачку, считая, что такой наряд слишком откровенно открывает ноги.
Появление пачки в России
Российское общество было достаточно консервативным, и долгое время балерины выступали на сценах знаменитых российских театров исключительно в длинных нарядах. «Легализации» пачки способствовал каприз примы Аделины Джури – знаменитой русской танцовщицы, имеющей итальянское происхождение.
Аделина должна была давать интервью, но приме не понравилась юбка, в которой она должна была выступать перед представителями прессы. Тогда танцовщица обычными портновскими ножницами значительно укоротила свой наряд. Таким образом пачка претерпела еще одно значительное изменение: юбка стала намного короче.
Как еще видоизменялась пачка
Современный вид пачка приобрела в начале двадцатого века. Однако еще долго этот вид одежды не был обязательным для танцовщиц балета. Например, Анна Павлова чаще выступала в длинных юбках, хотя для исполнения некоторых партий могла надеть и пачку.
В 30-40 годах пачка была возведена на пик популярности, в то время эта балетная юбка носила название «шопенка», поскольку именно такой наряд выбрал для танцовщиц легендарный постановщик Михаил Фокин в спектакле «Шопениана».
А в 60-х годах пачка снова трансформировалась и превратилась в плоский круг, который украшают бусинами, перьями, стразами.
Из чего делают пачки и правила пошива
Несмотря на то, что с виду пачка кажется достаточно простым изделием, на ее изготовление у опытной швеи уходит около двух недель. Важно расположить складки определенным образом, чтобы наряд выглядел аккуратно, празднично и стильно.
В качестве материала используют фатин, в среднем на одну юбку уходит около одиннадцати-двенадцати метров материала. Пачки шьют с учетом особенностей балерины. При пошиве учитывают не только объем талии, но и рост танцовщицы. Средний радиус изделия – 48 см.
Сложились определенные правила, которые неукоснительно соблюдаются при пошиве пачки. В изделии никогда не использую пуговицы, которые могут оторваться во время танца, не используют и застежки молнии, они могут разойтись в самый неподходящий момент. Для балетной пачки подходят только крючки, которые пришивают в шахматном порядке. Такая застежка выдерживает самые интенсивные танцы. Если постановка очень сложная, то пачку иногда даже зашивают вручную прямо на балерине, непосредственно перед выступлением.
Основные виды пачек
Видов пачек для балерин не слишком много. Классическая пачка, представляющая собой юбку-круг, также называется «тюника» или «тютю». Юбка может располагаться параллельно полу или быть со слегка опущенной юбкой. Фасон зависит от замысла постановщика и предпочтений танцовщицы.
Второй вариант пачки – «шопенка». Эта юбка более длинная, также шьется из фатина. «Шопенки» подходят для романтических персонажей, также их используют для мифических героинь.
Помимо юбок, в балете остается популярным платье-хитон. В таких платьях исполняют роль Джульетты, а также многих античных персонажей. Хитон шьют из шифона или других полупрозрачных материалов.
Зачем танцорам пачка на репетиции
Пачка – не только сценический костюм, на репетициях также в обязательном порядке используют такие юбки. Одна пачка для репетиций отличается от той, которая предназначена для выступлений. В такой пачке меньше слоев, ее проще надевать снимать.
Использование пачки на репетиции позволяет танцовщице и ее партнеру привыкнуть к костюму, что обеспечит естественность и легкость во время выступления. Кроме того, при наличие полноценных костюмов постановщику проще выстраивать рисунок танца, сразу видно, в каких ситуациях пачка будет мешать, где она может задраться или примяться.